загрузка...


ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО ФИЗИКЕ 7 класс

Давление твердых тел, жидкостей и газов

 

Урок 34. Давление газа

Цель урока: изучить природу возникновения давления на стенки сосуда, в котором находится газ.

Оборудование: воздушный шарик; пипетка; резиновая груша; воздушный насос с колоколом.

Демонстрации: опыты по рис. 91, 92 учебника.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Прежде всего, проверяется выполнение экспериментального задания. Оценка точности измерения собственного давления проводится по наиболее точному определению площади опоры при помощи миллиметровой бумаги. Во время проверки задайте вопрос: «как быстро удвоить давление на пол?».

Далее проводится краткий опрос по изученной на предыдущем уроке теме. Один-два ученика объясняют решения домашних задач.

Самостоятельная работа

Вариант 1

1. Одинаковые ли давления производят на стол кирпичи.

2. На опору площадью 0.6 квадратных метра действует сила 1 кН. Определите давление.

3. Масса лыжника 60 кг. Какое давление оказывает он на снег, если длина каждой лыжи 1,5 метра, ширина 10 сантиметров.

Вариант 2

1. Одинаковые ли давления производят на стол бруски равной массы.

2. Человек вбивает гвоздь в стену, ударяя по нему молотком с силой 30 Н. Какое давление производит гвоздь при ударе, если, его площадь 0,01 сантиметра квадратных.

3. Масса стола 2 кг. Определите его давление на пол, если площадь каждой из четырех его ножек 4 квадратных сантиметра.

II. Изучение нового материала

Начиная объяснение нового материала, следует обратить внимание учащихся на то, что газ всегда занимает весь объем сосуда, в котором находится. Следовательно, он создает давление на стенки сосуда во всех его точках.

Какова же природа этого давления?

Молекулы газа движутся беспорядочно и ударяют в стенки сосуда. При этом сила удара отдельной молекулы мала, но за единицу времени даже на площадь в 1 см2 ударяет огромное количество молекул. Поэтому давление может быть создано весьма значительное. Любое направление движения молекул совершенно равноправное и поэтому давление газа на любой фрагмент стенки сосуда одинаково.

Таким образом, давление газа создается ударами хаотично движущихся молекул.

III. Демонстрация опытов

1. В первом опыте учащиеся наблюдают, как по мере откачивания воздуха из колокола воздушного насоса, полунадутый шарик начинает раздуваться (рис. 91 учебника). Такое поведение шарика можно объяснить лишь тем, что число ударов молекул воздуха о внешнюю поверхность шарика уменьшается, и объем шарика растет до той величины, при которой сила давления воздуха внутри шара не сравняется с силой упругости оболочки.

Так как форма шарика близка к сферической, можем заключить, что давление газа по всем направлениям одинаково.

2. Затем следует провести вторую демонстрацию (рис. 91 учебника). Как зависит давление газа от его объема при постоянной массе и температуре?

Легко заметить, что уменьшение объема газа приводит к увеличению его давления. Это связано с тем, что плотность газа возрастает число ударов молекул о мембрану также становится больше. Это приводит к росту давления.

На этом же принципе работают пипетки, резиновая груша. (Учитель показывает работу пипетки, резиновой груши)

IV. Продолжение изучения нового материала

Также легко понять, как зависит давление газа от температуры при постоянной массе и объеме: при нагревании газа скорость молекул становится больше, следовательно, и сила удара отдельной молекулы увеличивается.

Это можно наблюдать, если воздушный шарик с морозного воздуха занести в теплую комнату: очень скоро объем шарика увеличится, т. к. возрастет давление газа внутри него.

V. Закрепление пройденного материала

Для закрепления и обобщения знаний можно коллективно обсудить следующие вопросы:

- Что произойдет, если под колокол насоса поставить колбу, закрытую пробкой, и откачивать из-под колокола воздух?

- Почему при накачивании воздуха в шину автомобиля с каждым разом становится труднее двигать ручку насоса?

- Если опустить колбу горлышком в воду и нагревать ее руками, то из нее выходят пузырьки воздуха. Объясните наблюдаемое явление. Связано ли оно с изменением давления газа?

Домашнее задание: § 35; экспериментальное задание. С помощью трубочки получите мыльный пузырь. Объясните, почему мыльный пузырь, отделенный от раствора, имеет шарообразную форму.






загрузка...
загрузка...