загрузка...


ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО ФИЗИКЕ 7 класс

Давление твердых тел, жидкостей и газов

 

Урок 33. Давление в природе и технике

Цели урока: рассмотреть и выяснить способы изменения давления в быту и технике; практическая отработка полученных знаний.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Проводится краткий фронтальный опрос по вопросам к § 33. Два-три ученика объясняют решения домашних задач.

Экспериментальная работа. Определить давление бруска на стол при опоре на каждую из трех его граней. Измерительные приборы: динамометр и линейка. Результаты и расчеты занесите в таблицу.

F, Н

а, м

b, м

S, м2

р, Па

II. Изучение нового материала

Теоретическое изложение материала должно базироваться на двух способах изменения давления: либо изменяя силу, либо площадь поверхности.

Иногда следует давление делать меньше. Например, для большегрузных автомобилей изготавливают очень широкие шины. Это позволяет снизить давление на дорогу. Давление следует уменьшать при движении по заболоченной поверхности. Для этого настилают деревянные чаги, по которым могут ехать даже танки.

Часто бывает необходимо давление увеличивать. При этом, уменьшая площадь поверхности, даже при помощи небольшой силы, можно создать большое давление. Например, действуя на иглу силой F = 5 H при площади острия S = 1 мм2, можно создать давление 5000000 Па. Это давление в сотни раз больше, чем то, которое танк оказывает на дорогу.

Иглы, лезвия, режущие предметы остро оттачивают, чтобы при малых силах на острие создавалось большое давление. Такими инструментами намного проще работать.

В животном мире это тоже можно наблюдать. Это - клыки у зверей, когти, клювы и т. д.

На доске выписана таблица:

Уменьшение давления

Увеличение давления

Фундамент здания

Топор

Шасси самолета

Нож

Широкие шины автомобилей

Гвозди, кнопки

Гусеницы вездеходов, тракторов

Иголки

Лыжи

Зубы, когти, клювы зверей

Шайбы под гайки

Шипы, колючки растений

Шпалы под рельсы

Жало осы

Предложите ученикам дополнить таблицу, исходя из личного опыта.

III. Закрепление пройденного. Решение задач

Перед решением задач можно предложить ученикам качественное задание, например, задайте вопрос: «от чего зависит глубина, на которую гвоздь войдет в дерево за один удар молотка?». Предложите несколько вариантов ответа:

а) от силы удара;

б) только от площади острия;

в) от силы удара, площади острия и твердости дерева;

г) от давления гвоздя на доску и твердости дерева.

В качестве задач для решения можно выбрать №№ 450—456.

Домашнее задание

§ 34; вопросы к параграфу; задачи №№ 457—460; экспериментальное задание используя табурет и масштабную линейку определите во сколько раз давление табурета на пол больше, когда он стоит на ножках, чем давление, когда табурет лежит вверх ножками.






загрузка...
загрузка...