загрузка...

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО ФИЗИКЕ 7 класс

Введение

 

Вариант урока 2. Зачем мы измеряем?

Цели урока: научиться измерять различные физические величины: длину, ширину предметов прямоугольной формы, объем тела, массу, время, температуру.

Оборудование: линейки, рулетка, мензурки, секундомер, рычажные весы, набор гирь, уличный термометр, медицинский термометр, комнатный термометр.

Ход урока

I. Изучение нового материала

Зачем производится так много измерений? Очевидно, что для получения информации об окружающем нас мире, необходимы наблюдения. Поэтому одной из причин может быть наше желание сделать восприятие нами мира богаче и совершеннее. Говоря отвлеченно, наша цель состоит в том, чтобы больше знать об окружающем мире и о взаимосвязях, существующих между характеристиками, состояниями и явлениями этого мира.

Измерять начали так же давно, как и обмениваться товарами. Измеряют все: медики определяют температуру тела, объем легких, рост, пульс пациентов; продавцы взвешивают продукты. Отмеряют метры тканей; учителя физкультуры не расстаются с рулеткой и секундомером, определяя выдающиеся спортивные достижения школьников... Все жители планеты измеряют, прикидывают, оценивают, сверяют, замеряют и считают, считают, считают...

Каждый из вас, без сомнения, знает, что, прежде чем измерять, нужно установить единицу, с которой вы будете сравнивать измеряемый отрезок пути, или промежуток времени, или массу тела и т. п.

Физической величиной называют характеристику тел или явлений, которую можно выразить количественно в процессе измерения или вычисления.

Чтобы измерить физическую величину, нужно предварительно договориться о единице данной величины, способе измерения и средстве измерения (приборе). Некоторые единицы (метр, секунда, килограмм, градус, киловатт) и приборы (весы, часы, линейка, термометр, электросчетчик, барометр) широко известны.

В качестве основных единиц были выбраны следующие:

метр — единица длины,

килограмм — единица массы,

секунда — единица времени,

кельвин — единица температуры,

ампер — единица силы тока,

кандела — единица силы света,

моль — единица количества вещества.

Упражнение 1

— Какие приборы есть у вас дома?

— Для измерения, каких величин они применяются?

— Как часто вы пользуетесь ими?

— В каких единицах оцениваете результат?

Сегодня мы научимся пользоваться некоторыми физическими приборами для измерения физических величин.

II. Измерение длины

За единицу длины принят метр (от греч. Metron - мера). До 1960 г. Эталоном метра был брусок из сплава платины с иридием, на котором нанесены два штриха. Штрихи на эталон наносили не произвольно, а так, чтобы расстояние между штрихами можно было воспроизвести с большой точностью. Многие государства имеют копию эталона. По ней сверяют измерительные приборы.

Упражнение 2.

Каков примерно размер самого маленького предмета, которым вы часто пользуетесь? А самого большого?

Упражнение 3.

Измерьте длину, ширину и высоту бруска (спичечного коробка, любой другой коробки). Правильно запишите результаты.

III. Измерение площади

Площадь — это количественная характеристика размеров поверхности. Нет необходимости устанавливать особую единицу площади и создавать эталон. Можно связать ее с единицей длины следующим образом.

За единицу площади принят квадратный метр (м2). 1 м2 — это площадь плоского квадрата со стороной, равной 1 м.

Упражнение 4.

Определите площадь подошвы своего ботинка, сделав его отпечаток на листе бумаги в клеточку. Площадь одной клеточки тетрадного листа (цена деления) — j см2 = 0,25 см2.

IV. Измерение объемов тел

Место, которое тело занимает в пространстве, называют его объемом. Иначе, объем - это часть пространства, ограниченная замкнутой поверхностью. За единицу объема принят кубический метр (м3). 1 м3 — объем куба с ребром, равным 1м.

Упражнение 5.

Оцените на глазок объем некоторых тел, стоящих на вашем рабочем столе. Оцените объем кабинета физики. Каков, по-вашему, ваш собственный объем?

Теперь измерим объем прямоугольного параллелепипеда.

— Какие предметы имеют такую форму? (Кусочек мела, комната, здание и др.)

— Вспомните, как вычислить объем прямоугольного параллелепипеда?

Повторяется формула V = abc и единицы объема.

Далее можно вычислить объем воздуха в классе (длина и ширина классной комнаты уже измерена, площадь пола в классе – вычислена 4-ой рабочей группой).

— Рассчитать объем класса легко, так как это прямоугольный параллелепипед. А если тело неправильной формы?

Учитель показывает небольшой предмет неправильной формы — фарфоровый ролик, пластилиновую фигурку и т. д.

— Для определения объема небольшого тела используется мензурка.

V. Измерение времени

О времени физики знают сегодня немногим больше, чем все мы и каждый из нас.

Издревле время уподобляли потоку, текущему равномерно и неумолимо неизвестно откуда, неведомо куда; его нельзя ни ускорить, ни замедлить, ни повернуть вспять... Величественный и впечатляющий образ, но... только образ, подобный мифологическому всепожирающему Хроносу — могущественнейшему их богов.

А вот какую загадку задал страшный Голлум отважному хоббиту Бильбо в книге Дж. Толкиена «Хоббит»:

Уничтожает все кругом:

Цветы, зверей, высокий дом,-

Сжует железо, сталь сожрет

И скалы в порошок сотрет,

Мощь городов, власть королей

Его могущества слабей.

— Какова отгадка?

— В каких единицах измеряется время? (Секунда, минута, час, месяц, сутки, год, век.)

С помощью секундомера все вместе выполняют хронометраж работы сердца. Ученики находят у себя пульс и подсчитывают число ударов за 10 секунд, умножают на 6 — получают количество ударов сердца в минуту.

— А теперь встали, попрыгали!

Снова подсчитывается число ударов сердца в минуту — оно изменилось, стало больше.

Упражнение 6.

Вы находитесь в комнате. Никаких внешних сигналов не поступает (ни звуков, ни дуновения ветерка, окна и двери закрыты). Когда вы потеряете ощущение времени? Не забудьте, что у человека в организме происходят периодические изменения: бьется сердце, пульсируют легкие.

VI. Измерение массы тела

Массой обладают все тела: твердые, жидкие, газообразные, большие по размерам (звезды) и маленькие (песчинки). И лично вы обладаете некоторой массой и, наверное, знаете ее значение. Знаете?

За единицу массы принят килограмм (кг). Такова масса эталона — цилиндра из сплава платины с иридием. Этот эталон хранят особенно тщательно, так как природного аналога, с помощью которого эталон можно воссоздать, нет. Более крупные и мелкие единицы массы вам хорошо известны:

1 тонна = 1000 килограммов

1 килограмм = 1000 граммов

1 грамм = 1000 миллиграммов

Для измерения массы широко применяются весы, которые всем известны. Простейшие весы представляют собой коромысло, к концам которого прикреплены чашки. Коромысло в середине опирается на призмочку. К весам прилагается комплект гирь, называемый разновесом.

Упражнение 7.

Определите на школьных весах массу: ластика, авторучки, крупинки пшена и других тел, измерить массу которых вам интересно. Запишите результаты.

VII. Измерение температуры

Есть еще одна важная физическая величина — температура, измеряется прибором - термометром. Бывают самые разные термометры: медицинский термометр, родниковый термометр, уличный термометр.

Про какой из них говорится в загадке:

Я под мышкой посижу

И что делать укажу:

Или разрешу гулять,

Или уложу в кровать.

(Градусник)

Давайте поработаем с термометрами.

Упражнение 8.

1. Определить температуру тела;

2. Определить температуру воздуха в классной комнате;

3. Определить температуру холодной и горячей воды.

Для каждого опыта ученики сами выбирают подходящий термометр. Необходимо предупредить учащихся о мерах безопасности: что делать, если термометр упал и разбился, рассказать, что пары ртути ядовиты.

Домашнее задание

§ 4, 5; вопросы к параграфу, упражнение 1.





загрузка...
загрузка...