загрузка...

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО ФИЗИКЕ 7 класс

Взаимодействие тел

 

Вариант урока 29. Сила трения в природе и технике

 

Цели урока: проведение текущего тестирования по теме «Сила. Виды сил в природе»; определение места видов трения в природе.

Оборудование: динамометр; набор грузов; тележка; песок; смазка.

Демонстрации: способы изменения силы трения (посыпание поверхности песком, нанесение смазки).

Ход урока

I. Тестирование

Учащимся раздаются карточки с проверочным тестом №4 (см. раздел «Проверочные тесты» в конце данного пособия).

Тест рассчитан на 15 минут.

 

II. Доклады учеников

Заслушиваются выступления двух учеников у доски. Один ученик рассказывает о видах силы трения в природе, другой — о причинах, которые приводят к образованию силы трения и путях изменения этой силы.

 

III. Лекция с элементами беседы и демонстрацией опытов

Рассматривая материал урока, который подводит итог изучения видов сил, следует обратить внимание учащихся на то, что очень многие физические явления находят применение в повседневной жизни человека. Характерным примером является применение силы трения в технике. В отдельных случаях без силы трения, которая должна быть значительной, невозможно движение.

Человека при ходьбе толкает вперед сила трения покоя. Если она мала, то ноги человека скользят, и он не может идти. Движение машин также связано с проявлением силы трения.

На примере опытов по изменению силы трения (посыпание поверхности песком, нанесение смазки), ученики убеждаются, что есть очень простые способы изменения силы трения.

В технике очень часто необходимо уменьшать трение, чтобы увеличить срок службы деталей. В этих случаях трение скольжения заменяют при помощи подшипников трением качения, либо наносят смазку на трущиеся части.

В отдельных случаях для уменьшения трения применяют «воздушную подушку». Уменьшение трения происходит за счет того, что между поверхностью тела и опорой создают воздушную область повышенного давления. При этом машина не касается опоры. На этом принципе перемещаются суда на воздушной подушке.

 

IV. Обобщение пройденного

Предложите ученикам объяснить ряд поговорок о трении:

— не подмажешь — не поедешь;

— пошло дело как по маслу;

— угря в руках не удержишь;

— что кругло — легко катится;

— ловкий человек и на дынной корке не поскользнется;

— лыжи скользят по погоде;

— из навощенной нити сеть не сплетешь;

— колодезная веревка сруб перетирает;

— ржавый плуг только на пахоте очищается;

— нет такого человека, который хоть бы раз на льду не поскользнулся.

В заключение урока проведите обобщающую беседу по теме «Сила»:

— Что называется силой?

— Когда возникают силы?

— Какие силы мы изучили? Что общего у этих сил? Чем они отличаются друг от друга?

— Какими способами можно определить каждую из сил?

— От чего зависит сила тяжести? упругости? трения?

 

Домашнее задание

§ 31-32; вопросы к параграфу.





загрузка...
загрузка...