загрузка...


ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО ФИЗИКЕ 7 класс

Взаимодействие тел

 

Урок 26. Динамометр. Вес тела

 

Цели урока: изучить устройство и работу приборов для измерения сил; выяснить физический смысл веса тела.

Оборудование: динамометр; 4—5 грузов калиброванной массы (m = 102 г); небольшие тела различной массы; нитка.

Демонстрации:

1. Измерение силы тяжести тела при помощи динамометра.

2. Градуирование пружины динамометра.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Проверка выполнения домашнего задания может заключаться в ответах на вопросы к параграфу учебника и рассмотрения решения задач №№ 324-326.

 

II. Демонстрация устройства и работы динамометра

Прежде, чем перейти к изложению нового материала, следует заметить, что любая физическая величина должна быть измерена.

Приборы, которые измеряют силы, называются динамометрами (от греческого слова «динамис» — сила).

Существуют различные виды динамометров.

Шкальный пружинный динамометр - динамометр Бакунинского, состоит из стальной пружины с указателем и крючком, прикрепленной к пластмассовому основанию, на которое нанесена шкала (буква N на шкале динамометра - международное обозначение ньютона). Рис. 38 а, б) учебника.

Действие пружинного динамометра основано на уравновешивании измеряемой силы силой упругости пружины.

Следует показать, как градуируется пружинный динамометр:

Шкала заклеивается белой бумагой и при помощи грузов калиброванной массы (m = 102 г) отмечаем положения указателя для 1, 2, 3, 4 грузов.

Затем, разбивая участок между 0 H и 1 H на 10 равных отрезков, получаем шкалу с ценой деления Ц = 0,1 Н.

 

III. Изучение нового материала

Динамометр можно применять для измерения веса тела.

Под весом тела понимают силу, с которой тело давит на опору, либо натягивает подвес, вследствие земного притяжения. Вес тела обозначают буквой Р.

 

image73

 

Если груз растянул пружину, то сила упругости численно равна весу тела Р. Только сила упругости направлена вверх, а вес — вниз.

Вес покоящихся, или движущихся по горизонтальной опоре тел, прямолинейно и равномерно равен по величине силе тяжести.

Р = mg

Однако между силой тяжести и весом есть принципиальное различие: сила тяжести приложена к самому телу, а вес — к опоре, либо подвесу.

Вес тела — сила, а масса — это мера инертности тел. Эти понятия путать нельзя.

Далее можно продемонстрировать измерение силы тяжести различных тел при помощи динамометра. Если позволяют возможности, можно раздать оборудование учащимся, которые самостоятельно выполнят измерение сил.

Соотношение между весом и силой тяжести изменяется, если тело вместе с опорой станет двигаться в направлении действия силы тяжести неравномерно. Оказывается в этом случае опора давит на груз сильнее или слабее, чем при равномерном прямолинейном движении, следовательно вес тела оказывается больше или меньше силы тяжести. При разгоне космического корабля, когда он выходит на орбиту, или при торможении во время посадки вес корабля оказывается больше силы тяжести и космонавт испытывает сильные перегрузки. Интерес представляет случай, когда опора падает свободно вместе с находящимся на нем телом. В этом случае опора падает не препятствует движению тела, поэтому в теле не возникают деформации и оно не давит на опору. Такое состояние тела называется невесомостью. Невесомость наступает в космическом корабле, когда выключает двигатели. При этом космонавты свободно могут парить в кабине.

 

IV. Закрепление изученного

В оставшееся время предложите ученикам ответить на следующие вопросы:

— Почему покоятся предметы, имеющие опору или висящие на веревке?

— С каким прибором вы сегодня познакомились?

— Что значит, проградуировать прибор?

— Что измеряют с помощью динамометра?

 

Домашнее задание

§ 26; § 28 вопросы к параграфу; задачи №№ 340—344.

Задачи на смекалку:

1. Всегда ли вес тела массой 10 кг равен примерно 100 Н? Приведите примеры, когда вес тела, по-вашему, отличается от силы тяжести по величине.

2. К какому телу приложен вес мухи, ползающей по потолку? Домашние опыты: наблюдение невесомости

Возьмите лист тонкого картона и положите на него мешочек с песком, рисом или горохом. Поднимите картон со стола на уровень глаз и обратите внимание, что картон прогнулся под весом мешочка.

Разжав пальцы, позвольте предметам упасть. Обратите внимание, что во время падения картон почти не прогибается.






загрузка...
загрузка...