загрузка...

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО ФИЗИКЕ 7 класс

Взаимодействие тел

 

Урок 20. Решение задач. Подготовка к контрольной работе

Цели урока: провести проверочное тестирование по теме «Взаимодействие тел. Масса. Плотность»; закрепить полученные знания при решении задач.

Ход урока

I. Работа с тестом

Тест № 3 по теме «Взаимодействие тел. Масса. Плотность» приведен в конце данного пособия (см. раздел «Проверочные тесты»).

Тест рассчитан на 15 минут работы.

II. Экспериментальное задание.

Определить отношение площади круга к квадрату его радиуса.

Отношение площади круга к квадрату его радиуса обозначается числом π (пи): Sкp/R2 = п. Приближенное значение этого числа π ≈ 3,141592654...≈ 3,14. Архимед нашел значение π ≈ 22/7 ≈ 3,1428..., что оказалось довольно таки точным. Попытаемся найти это число опытным путем.

С этой целью из плотной бумаги, тонкой жести или фольги вырезают круг радиусом R и квадрат, сторона которого равна этому радиусу. Очевидно, что как так обе фигуры изготовлены из одного и того же материала и имеют одинаковую толщину, то их массы пропорциональны их площадям.

III. Решение задач. Подготовка к контрольной работе

Так как контрольная работа будет содержать задачи по темам «Механическое движение» и «Понятие плотности тела», то при подготовке к контрольной задачи также можно разделить на два блока:

Задачи первого блока могут быть следующими:

1. Выразите скорость 54 км/ч в м/с.

2. Поезд движется прямолинейно и равномерно со скоростью 12 км/ч. Какой путь он пройдет за 1200 с?

3. Найдите среднюю скорость движения тела, если за первые пять минут оно прошло путь 0,8 км, а за следующие 10 минут — 2 км?

Будет полезным, если задачу № 3 у доски решит кто-то из учеников.

При решении задач необходимо обратить внимание учеников, чтобы конечные результаты выражались в системе СИ.

Задачи второго блока могут быть такими:

1. Определите объем серебряного слитка массой 420 г.

2. Найдите массу мраморной глыбы размером 4*5*0,2 м.

3. Из двух металлов с плотностям ρ1 = 4000 кг/м3 и ρ = 8 г/см3 изготовили сплав массой 10 кг. Плотность сплава оказалась равной ρст = 6000 кг/м3. Каковы массы металлов в сплаве?

Решение третьей задачи учитель может показать у доски, так как многие учащиеся затрудняются в решении подобных задач. В основе решения данной задачи лежит глубокое понимание выражения Кроме того, определенной трудностью для учеников является введение неизвестной величины в качестве известной.

Решение задачи № 3:

Пусть m1 — масса первого металла в сплаве. Тогда можно получить:

но Vcп = V1 + V2,

где V1 — объем первого металла

V2 — объем второго металла

Тогда:

image54

Подставим (2) в (1) и получим:

image55

Таким образом, мы получили одно уравнение с одним неизвестным m1. Решая полученное уравнение, находим:

Конечно, эта задача довольно громоздкая, но метод решения учащиеся усваивают очень хорошо.

Задачи:

1. Каждый из участков АВ, ВС, CD пути (см рис.) автомобиль проходит за 5 мин. На каком из них скорость автомобиля наибольшая? наименьшая?

image57

2. Мотоциклист движется со скоростью 54 км/ч, пешеход — со скоростью 2 м/с. Во сколько раз скорость мотоциклиста больше скорости пешехода?

3. Один велосипедист проехал некоторый путь за 3 с, двигаясь со скоростью 6 м/с, другой — этот же путь за 9 с. Какова скорость второго велосипедиста?

4. Масса медного бруска 17,8 кг (см рис.). Какова плотность меди?

image58

5. Какова масса меда, если он наполняет банку вместимостью 0,5 л? (Плотность меда 1400 кг/м3)

6. В результате перемещения поршня (см. рис.) объем воздуха в цилиндре увеличился в 2 раза. Как при этом изменилась плотность воздуха?

image60

Домашнее задание

Задачи 278, 279, 283.





загрузка...
загрузка...