загрузка...


ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО ФИЗИКЕ 7 класс

Взаимодействие тел

 

Урок 16. Плотность вещества

Цели урока: познакомиться с такой характеристикой вещества как плотность, выяснить физический смысл плотности.

Оборудование: рычажные весы; несколько тел равного объема, но разной плотности (например, металлический, деревянный, пластмассовый и пенопластовый шарики).

Демонстрация: взвешивание тел одного объема, но различных масс.

Ход урока

I. Повторение пройденного материала

При повторении необходимо, чтобы учащиеся вспомнили материал, рассмотренный ранее, при введении понятия массы.

Для этого можно ответить на вопросы в конце § 8. Уместно, если на вопросы 1—4 будет отвечать один ученик, а на вопросы 5—8 — другой. Один или два ученика объясняют решение домашних задач.

II. Самостоятельная работа

Вариант 1.

1. Изменение скорости тела происходит...

А. Без действия на него другого тела.

Б. После действия на него другого тела.

В. Пока на него действует другое тело.

Г. До того, как подействует на него другое тело.

2. Какая из тележек 1, 2 придет в движение, если пережечь нитку?

image34

А. 1.

Б. 2.

В. 1 и 2.

Г. Никакая.

3. Два тела массами m1 m2 взаимодействуют между собой, и первое них после взаимодействия движется с большей скоростью, то говорят, что...

А. m1 < m2

Б. m1 = т2.

В. m1 > m2.

4. На весах сравнивают массы шаров 1 и 2. Каково соотношение их масс?

image35

А. Так нельзя сравнивать массы тел.

Б. m1 > m2.

В. m1 < m2.

Г. m1 = m2.

5. Основной единицей массы в Международной системе является...

А. Тонна.

Б. Миллиграмм.

В. Центнер.

Г. Грамм.

Д. Килограмм.

Ответы: 1. В 2. Б 3. А 4. Г 5. Д

Вариант 2.

1. Может ли тело само изменить свою скорость без действия других тел?

А. Может.

Б. Не может.

В. Иногда может.

2. Какая из тележек 1, 2 придет в движение, если пережечь нитку?

А. 1.

Б. 2.

В. 1 и 2.

Г. Никакая.

3. Два тела массами ш, ш2 взаимодействуют между собой, и первое из них после взаимодействия движется с той же скоростью, то говорят, что...

A. m1 < m2.

Б. m1 = m2.

В. m1 > m2.

4. На весах сравнивают массы шаров 1 и 2. Каково соотношение их масс?

image37

А. Так нельзя сравнивать массы тел.

Б. m1 > m2.

В. m1 < m2.

Г. m1 = m2

5. Сколько миллиграммов в одном грамме?

А. 1000 мг.

Б. 0,001 мг.

В. 100 мг.

Г. 0,01 мг.

Д. 10 мг.

Е. 0,1 мг.

Ответы: 1. Б 2. В 3. А 4. В 5. А

III. Демонстрация опыта с телами разной массы

Рассмотрение нового материала желательно начинать с демонстрации опыта по взвешиванию тел.

Внимание учеников акцентируется на том, что вещества, в силу разного строения, в равных объемах имеют разные массы.

IV. Изучение нового материала

Вводится понятие плотности.

Физическая величина, которая показывает, чему равна масса вещества в единице объема, называется плотностью вещества.

Чтобы найти плотность вещества необходимо определить массу и объем тела.

Кусок льда объемом 2 м3 имеет массу 1800 кг. Следовательно, масса 1 м3 будет в два раза меньше. Таким образом, плотность льда равна 900 кг/м3.

image38

Введем обозначения:

m — масса тела;

V — объем тела;

ρ — плотность тела (ρ — греческая буква «ро»).

Как любая физическая величина плотность имеет свою размерность. В системе СИ плотность измеряется:

image41

Достаточно часто плотность измеряют и в г/см3.

Найдем правило перевода из одной размерности плотности в другую.

Т. к. 1 г = 0,001 кг, а 1 см3 = 0,000001 м3, то

image40

Очень важно заметить, что одно и то же вещество в различных состояниях имеет различную плотность.

Например, плотность воды равна 1000 кг/м3, льда — 900 кг/м3, а водяного пара (при 0 °С и нормальном давлении) - 0,59 кг/м3.

Плотность твердых, жидких и газообразных веществ является табличной величиной. Поэтому при решении задач можно пользоваться таблицами 3, 4, 5 учебника, либо таблицами 1, 2, 3 задачника.

Далее следует обратить внимание учащихся на таблицы плотностей в учебнике, чтобы они могли определить вещества с наибольшей и наименьшей плотностью для твердых, жидких и газообразных веществ.

Расчетные задачи.

1. Выразите в килограммах массы тел: 2,5 т, 0,25 г, 300 г, 150 мг, 30 г, 3000 г.

2. Найдите в учебнике таблицу плотностей. По этой таблице определите и запишите себе в тетрадь плотность:

а) воды, выраженную в кг/м3

б) Объем керосина в цистерне 100 м3. Определите массу керосина.

3. Масса чугунного шара 800 г, его объем 125 см3. Сплошной этот шар или полый?

4. Чему равна масса железного листа длиной 1 м, шириной 80 см, толщиной 1 мм?

V. Первичное закрепление пройденного материала

С целью закрепления пройденного разберите решение нескольких простых задач, например, №№ 228—232.

Подводя итог уроку, задайте ученикам вопросы по изученному материалу, например:

— С какой новой характеристикой вещества вы познакомились?

— Как определить плотность вещества?

— Зачем нужно знать плотность вещества?

— Как определить массу кирпича с помощью линейки?

— Когда удобнее определять массу не экспериментально, а расчетом?

Домашнее задание

§ 9, вопросы к параграфу; задачи 245, 252, 256.

Желающим можно дать задачку посложнее, например:

Полый алюминиевый куб с ребром 10 см имеет массу 1 кг. Какова толщина стенок куба? (Ответ: 0,7 см)

Домашние опыты

Определение массы воздуха в комнате

1. Измерьте длину а, ширину b и высоту с вашей комнаты.

2. Вычислите объем комнаты:

V = а · b · с

3. Вычислите массу воздуха в вашей комнате по формуле:

m = ρ · V

где ρ — плотность воздуха, ее можно принять равной 1,3 кг/м3.

(Учащиеся, как правило, бывают весьма удивлены, выяснив, что масса неощутимого воздуха в комнате равна нескольким десяткам килограммов.)






загрузка...
загрузка...