загрузка...

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО ФИЗИКЕ 7 класс

Взаимодействие тел

 

Урок 12. Лабораторная работа «Изучение равномерного движения»

В качестве равномерно движущегося тела используем пузырек воздуха в трубке с водой.

Приборы и материалы: стеклянная трубка длиной 20-25 см, диаметром 7—8 мм, заклеенная с обеих сторон пластилиновыми пробками; миллиметровая линейка длиной 25 см; брусок небольшого размера или обычный ластик; бумажные ленты соответствующей длины; два резиновых колечка; метром (один на весь класс).

Задание 1. Доказать, что воздушный пузырек движется равномерно

На линейку положить бумажную ленту, а сверху — трубку с водой. (Трубка должна заполняться водой так, чтобы в ней обязательно оставался небольшой пузырек воздуха.) Закрепите эту систему (линейка, бумажная лента, трубка с водой) резиновыми колечками. Слегка постучав по линейке, добейтесь отделения пузырька от пластилина. Затем, расположив линейку горизонтально, начинайте слегка приподнимать один конец. Пузырек при этом должен расположиться в противоположном конце трубки. (Прилипание пузырька к пластилину исключено) Приподнятый конец линейки положите на небольшой брусочек или ластик, который должен лежать плашмя. Когда система окажется в спокойном состоянии под наклоном, пузырек начнет медленно перемещаться (плыть) вверх.

Включите метром и с каждым его ударом отмечайте положение воздушного пузырька на бумажной ленте.

Снимите бумажную ленту и проведите вдоль нее ось координат (например, ось ОХ), предварительно выбрать начало отсчета. Определите координату каждой отметки. Данные занесите в таблицу.

t, c

0

1

2

3

4

5....

х1, см

0

х2, см

0

На осях координат x(t) постройте график движения пузырька воздуха. Проследите за тем чтобы экспериментальные точки были возможно ближе к графику. Проверьте, выполняются ли в данном случае определение равномерного движения . Вычислите скорость движения пузырька воздуха.

Задание 2. Сравнить скорости движения пузырька воздуха при разных наклонах системы

Проделайте эксперимент, положив брусок не плашмя, а на боковую грань. Увидите, что пузырек воздуха в этом случае передвигается быстрее. По ударам метронома отмечайте на бумажной ленте положение пузырька воздуха. Данные занесите в таблицу.

На тех же осях координат постройте график движения. Сравните наклоны графиков в первом и втором опытах. Вычислите скорость движения пузырька воздуха. Оцените погрешности координат и скоростей.





загрузка...
загрузка...