загрузка...


ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО ФИЗИКЕ 7 класс

Взаимодействие тел

 

Урок 9. Механическое движение

 

Цель урока: ввести понятие механического движения как одного из видов движения в физике.

Оборудование: шарик; металлический желоб; горизонтальная опора.

Демонстрации:

1) Равномерное и неравномерное движение шарика по желобу.

2) Относительность механического движения; движение шарика по движущейся горизонтальной опоре.

Ход урока

I. Изучение нового материала

Прежде, чем перейти к изложению нового материала, следует сказать, что механическое движение является одним из самых простых видов движения. Такое движение наблюдается в повседневной жизни очень часто. Движение машин, самолетов, людей мы наблюдаем всегда. Но и в тех случаях, когда что-то кажется неподвижным, например дерево за окном, не торопитесь с выводами: дерево медленно, но растет, а по стволу поднимается сок. Если внимательно присматриваться к явлениям, то не найдется ни одного, которое так или иначе не было бы связано с движением.

Задание: Попробуйте определить, как проявляется движение в таких явлениях: нагревание воды в сосуде, горение свечи (может быть выполнено экспериментально). Понятие движение имеет широкий смысл. Иногда так называют любое изменение, происходящее в Природе. Давайте, используем его в более узком смысле, и будем говорить о механическом движении.

Основным в определении механического движения является факт наличия минимум двух тел. Говорить о механическом движении, рассматривая только одно тело бессмысленно.

Механическим движением называется изменение положения тела в пространстве относительно других тел с течением времени.

Одно из тел является телом отсчета. Оно выбирается произвольно. Это может быть неподвижное относительно земли тело (столб, дом), но может быть и движущееся (автомобиль, течение реки).

При рассмотрении механического движения мы всегда указываем, относительно какого тела рассматривается движение.

В природе нет тел, находящихся в абсолютном покое. Дом, неподвижный относительно земли, движется вместе с Землей относительно Солнца и т. д.

 

II. Демонстрация опытов с двигающимся шариком

Демонстрируя движение шарика, обратите внимание учеников, относительно каких тел движется шарик, относительно каких — находится в покое, какие тела удобнее принять в качестве тела отсчета и т.д. Продолжение лекции

При изучении механического движения форма и размер тел часто не имеют особого значения.

Самолет, который летит из Москвы в Пермь, имеет линейные размеры много меньше, чем расстояние между городами. В таких случаях, когда размеры тела не влияют на содержание физического процесса, используют понятие «материальная тонка». Это понятие наподобие понятия «геометрическая точка». Материальная точка в физике обладает массой или зарядом.

Линия, вдоль которой движется материальная точка, называется траекторией (см. рисунок).

 

image8

 

Следует особо отметить, что форма траектории зависит от выбора системы отсчета.

Точки обода колеса велосипеда относительно рамы движутся по окружности, а относительно Земли по более сложной кривой — циклоиде.

Длина траектории называется пройденным путем. За единицу пройденного пути принят 1 м. Производными единицами пути являются:

1 см = 0,01 м

1 мм = 0,001 м

1 км = 1000 м

1 дм = 10 см = 0,1 м

Опыт показывает, что форма траектории зависит от тела отсчета, относительно которого движется исследуемая материальная точка. Так при движении яблока, падающего с полки движущегося вагона, то относительно пассажира, сидящего в вагоне, траектория яблока прямая линия, а относительно человека, стоящего на платформе, траектория того же яблока кривая линия. Форма траектории движения тела относительна. Траектория движения планет по небосводу кажутся очень сложными. Причина в том, что их наблюдают с движущейся Земли, которая является телом отсчета. Если же в качестве тела отсчета принять Солнце, то траектории планет представляет собой кривые, мало отличающиеся от окружностей, в центре которых почти точно находится Солнце. Из курса математики известно, что положение точки на прямой определяется одной ее координатой. В каждый момент времени движущаяся точка будет иметь вполне определенную координату. Это значит, что координата движущейся точки есть функция времени. Если в какой-то момент координата точки Х1 = 4 м, а в другой момент времени Х2 = 5 м координата изменилась на 1 м.

Отрезок, равный разности координат движущейся материальной точки за данный промежуток времени, называется перемещением материальной точки за этот промежуток времени. Перемещение характеризуется модулем и направлением, может быть как положительным, так и отрицательным. Путь равен перемещению если материальная точка движется в одном направлении. Если же точка движется сначала в одном направлении, а потом в обратном, то пройденный путь будет равен сумме модулей перемещений в обоих направлениях.

 

III. Первичное закрепление. Решение задач

Предложите ученикам ответить на следующие вопросы:

1. Относительно каких тел перечисленные ниже тела находятся в покое и относительно каких - в движении: пассажир в движущемся грузовике; легковой автомобиль, едущий за грузовиком на одном и том же расстоянии; груз в прицепе автомобиля?

2. Прямолинейно или криволинейно движутся следующие тела: человек на эскалаторе метро; лыжник, прыгающий с трамплина; гиря часов; игла швейной машины; стрелки часов?

3. Укажите тело отсчета для следующих случаев движения: спуск парашютиста, полет воздушного шара, движение плота по реке, скоростной бег конькобежца.

4. Самолет взлетает с движущегося в том же направлении авианосца. Одинакова ли скорость самолета относительно авианосца и моря?

5. Начертите траекторию какой-либо точки на ободе колеса движущегося вагона относительно вагона; относительно поверхности Земли.

 

Домашнее задание

§ 13, 14, вопросы к параграфу.

Задачи на смекалку:

1. Ветер несет воздушный шар на север. В какую сторону отклоняется флаг, которым украшен шар?

2. Какую траекторию описывает при движении автомобиля его фара, точка обода колеса, центр колеса: а) относительно прямолинейного шоссе; б) относительно центра колеса?

3. Обратите внимание на сооружения школьной площадки. Понаблюдайте за движением детей на этих сооружениях и опишите виды их движений.

4. С помощью сантиметровой ленты измерьте длину своего шага. По пути в школу подсчитайте число шагов и определите перемещение. На листе клетчатой бумаги изобразите траекторию своего движения и перемещения.






загрузка...
загрузка...