загрузка...


УРОКИ МУЗЫКИ 1-4 классы - Поурочные разработки - 2015 год

4 класс

ДЕНЬ, ПОЛНЫЙ СОБЫТИЙ

Урок: «Приют, сияньем муз одетый...»

Задачи урока: знакомство с формами домашнего музицирования, осознание роли поэзии А. Пушкина в развитии музыкальной культуры России XIX в., понимание взаимосвязи слова и музыки в музыкальных жанрах песни и романса; совершенствование навыков хорового и ансамблевого исполнения музыкальных сочинений, использование навыков, полученных во внеурочной музыкально-эстетической деятельности.

Листок восьмой. Он отдан романсам. В нескольких верстах от Михайловского было имение местных помещиков Осиповых-Вульф. Владелица поместья Прасковья Александровна Осипова (по первому мужу Вульф) жила с детьми и племянниками в просторном уютном доме. Сюда часто по вечерам приезжал Александр Сергеевич Пушкин.

Приду под липовые своды,

На скат Тригорского холма...

В уютной гостиной звучали стихи, музыка, молодые голоса... Пушкин устраивался на диванчике в углу и готовился слушать музыку. Кто-то снимал со стены гитару, начиная её настраивать, кто-то садился к роялю, перебирая лежащие на нём ноты, находил что-то интересное и предлагал гитаристу: «Споём романс...»

В то время был очень популярен романс на стихи поэта И. Козлова «Ночь весенняя дышала». Эти стихи в уютном сельском имении распевали на итальянскую мелодию. На эти же стихи М. Глинка написал романс «Венецианская ночь».

«Скажи от меня Козлову, — писал А. Пушкин поэту А. Плетнёву, — что недавно посетила наш край одна прелесть, которая небесно поёт его «Венецианскую ночь» на голос гондольерского речитатива; я обещал о том известить милого, вдохновенного слепца. Жаль, что он не увидит её, но пусть вообразит себе красоту и задушевность, по крайней мере, дай Бог ему её услышать».

А «прелесть» эта была Анна Петровна Керн, которой поэт посвятил замечательное стихотворение «Я помню чудное мгновенье...».

И. Козлов, прекрасный русский поэт (он автор знаменитого «Вечернего звона»), к тому времени совсем ослеп и был прикован к постели, поэтому Пушкин и называл его «милым, вдохновенным слепцом».

На подобных вечерах звучали фортепианные ансамбли Гайдна и Моцарта, музыка «упоительного» Россини. Сочинения итальянского композитора очень нравились А. Пушкину.

Вот и закончился день, полный событий, А. Пушкина. Всё это время с нами были стихи поэта и музыка.

Рассмотрите внимательно вместе с детьми портрет А. Пушкина работы О. Кипренского. • Только ли поэт изображён на нём? • Почему А. Пушкин в своих стихах постоянно обращается к музе и лире?

Наше путешествие хочется завершить словами современного поэта Д. Самойлова:

Пока в России Пушкин длится,

Метелям не задуть свечу.

Итогом может стать проектная деятельность по организации внеурочного занятия, тема которого определяется совместно с детьми (см. с. 16). Учитель предлагает четвероклассникам представить себя участниками музыкального вечера, подобного тем, которые проходили в Тригорском с участием А. Пушкина. Для разработки проекта можно воспользоваться следующими ресурсами Интернета: Пушкин в Михайловском и Псков: усадьба Тригорское.

Организация музыкального вечера с приглашением гостей, родителей предполагает: предварительную разработку сценария (индивидуальная работа), конкурсный отбор лучших вариантов и составление интегративного сценария и программы урока-вечера; распределение функций и ролей между отдельными учащимся класса; отбор материала с использованием различных источников, аудио- и видеофрагментов; взаимный обмен информацией при подготовке; консультации учителя; оформление класса, моделирование костюмов. После проведения урока-вечера — рефлексивный анализ проведённого занятия и взаимооценка деятельности, а также интервьюирование родителей.






загрузка...
загрузка...
загрузка...