загрузка...

УРОКИ МУЗЫКИ 1-4 классы - Поурочные разработки - 2015 год

4 класс

ДЕНЬ, ПОЛНЫЙ СОБЫТИЙ

Урок: «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья...»

Задачи урока: расширение музыкального и общего культурного кругозора; осознание музыкальной речи как способа общения между людьми; формирование умения планировать и распределять функции и роли в совместной деятельности; развитие навыков анализа музыки с ориентацией на нотную запись, сопоставление музыкальных и живописных образов.

Этот раздел учебника — назовём его «Листки из альбома» — переносит учащихся в пушкинские места Псковского края. Каждый листок будет представлять некую партитуру урока или музыкально-литературной композиции. Возможно их использование на каком-либо внеклассном мероприятии, например, при организации музыкально-литературного вечера «В Тригорском» или «Один день с Пушкиным». Посмотрим на «равнодушную природу» глазами поэта, послушаем музыку, которую слышал Александр Сергеевич Пушкин во время михайловской ссылки, вспомним мелодии композиторов, которые озвучили волшебные стихи великого российского поэта.

Приятно путешествовать, заранее зная маршрут, а пушкинские маршруты и географию путей его героев знает почти каждый. Здесь, в Михайловском, написаны замечательные произведения: главы романа «Евгений Онегин», трагедия «Борис Годунов», поэмы «Цыганы», «Граф Нулин», «Руслан и Людмила», «Сказка о царе Салтане...» и многие стихотворения.

Необыкновенно хороши окрестности Михайловского, особенно сосновые леса с маленькими прозрачными озёрами, холмы с извилистыми песчаными дорогами и тропинками, хорош весь этот простор не уныло пологой равнины, а богатой своей суровой роскошью северной природы. Здесь можно было часами ходить пешком и целые дни проводить верхом на лошади.

Осенью 1824 г. начинается знаменитый период жизни А. Пушкина, заполненный чтением, творческим трудом и спокойным сельским досугом в обществе любимой няни и в дружеском общении с семьёй Осиповых, соседей из Тригорского.

Листок первый. Звучит фортепианная пьеса М. Мусоргского «В деревне». Учитель читает стихи:

Приветствую тебя, пустынный уголок,

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,

Где льётся дней моих невидимый поток

На лоне счастья и забвенья.

Мы с вами в Михайловском. Музыка и стихи, которые сейчас прозвучали, перенесли нас в эти удивительные места. Природа здесь неяркая, неброская, но именно она когда-то очаровала А. Пушкина, а он очаровал ею нас в своих стихах. Когда у поэта спросили, каков его кабинет, он ответил: «Деревня — вот мой кабинет», подразумевая под словом «деревня» и свой деревянный дом, и избушку няни, и всю природу вокруг.

Больше всех времён года любил поэт осень.

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Послушайте, как в одной строке меняется настроение: первая фраза настраивает на минорный лад, печально и тихо на душе... И вдруг — «очей очарованье!..». Мы не случайно предложили вам послушать стихи, а не прочитать их — каждая строка у А. Пушкина звучит какой-то своей, особой, удивительно прекрасной мелодией.

Характер музыки «Осенней песни» П. Чайковского (минор — мажор) близок настроению стихотворения А. Пушкина. «Замечательная «Осенняя песнь», — писал Б. Асафьев, — является как образ октября, безусловно, русским пейзажем настроения, отвечающим подобного же содержания русским осеням в живописи».

Рассматривая картину художника В. Попкова, учащиеся, вероятно, также неоднозначно воспримут её художественный образ. Это не просто дивная, осенняя природа. Элегичность всего строя картины несёт в себе в то же время тревожное предчувствие.

Искусство А. Пушкина, П. Чайковского, М. Мусоргского, В. Попкова — это родственный взгляд на мир. В заключение интересно обратиться к уже знакомым детям пьесам «Осень», «Пастораль» Г. Свиридова и после их прослушивания сравнить их с музыкой П. Чайковского и М. Мусоргского, прозвучавшей на этом уроке. Так ребята почувствуют, услышат, увидят родной край сердцем композитора, художника, поэта.






загрузка...
загрузка...