загрузка...

УРОКИ МУЗЫКИ 1-4 классы - Поурочные разработки - 2015 год

1 класс

МУЗЫКА ВОКРУГ НАС

Уроки: «Садко». «Музыкальные инструменты». «Звучащие картины»

Задачи уроков: знакомство учащихся с народной и профессиональной музыкой на основе её сопоставления и выявления общности жизненного содержания, нравственно-эстетической проблематики, музыкального языка, творческого почерка представителей разных эпох и культур; продолжение знакомства с русскими народными инструментами, отечественным фольклором; воспитание чувства стиля, осмысление выразительных и изобразительных возможностей музыкальных инструментов.

На развороте «Садко» даётся отрывок из русского народного былинного сказа «Садко». Его рекомендуется прочитать дома вместе с родителями. На уроке важно предложить детям послушать музыку, созвучную этому сказу (плясовую песню Садко «Заиграйте, мои гусельки»1 и «Колыбельную Волховы» из оперы «Садко» Н. Римского-Корсакова), и определить место этих фрагментов в тексте. Восприятие песни-пляски и песни-колыбельной продолжает линию знакомства первоклассников с жанрами музыки, их эмоционально-образным содержанием и со звучанием народного инструмента — гуслей.

Работая с разворотом учебника «Музыкальные инструменты», учащиеся сопоставляют звучание народных инструментов со звучанием профессиональных инструментов: свирель — флейта, гусли — арфа — фортепиано.

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Рыбак» в художественной форме рассказывает детям о возникновении духовых инструментов. Важно, чтобы учащиеся смогли на слух отличить наигрыши на народных инструментах от музыки, написанной для флейты, арфы, услышать богатство и разнообразие фортепианного звучания (на фортепиано, оказывается, можно имитировать игру и на гуслях, и на арфе, и на скрипке, и на других инструментах).

Муза, изображённая на развороте, играет на флейте. • Какую музыку она исполняет? Это могут быть два контрастных фрагмента музыки западноевропейских композиторов XVIII в. — «Шутка» из Сюиты №2 си минор И.-С. Баха и «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика» К. Глюка (или «Шутка» И.-С. Баха в сопоставлении с «Мелодией» П. Чайковского)2 и тема Птички из симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и волк»3. К этим сочинениям учащиеся ещё не раз вернутся на уроках музыки в следующих классах начальной школы.

Как звучит флейта в «Шутке» И.-С. Баха, дети смогут определить сами (радостно, оживлённо, в быстром темпе). В «Мелодии» К. Глюка флейта «поёт» удивительную по красоте, возвышенную, полную скорби мелодию. «Мелодия» П. Чайковского столь же красива, поэтична, одухотворённа. Следует подчеркнуть танцевальность, игривость «Шутки» и песенность, певучесть «Мелодии». В теме Птички дети без труда услышат изобразительные интонации, передающие радостный щебет порхающей птички.

Звучание гуслей сопоставляется со звучанием арфы, одного из древнейших струнных инструментов. Звучание арфы дети смогут услышать в 1-й части («Орнамент») концертной симфонии для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской» В. Кикты, где звуки арфы свободно и неторопливо «поют» былинный напев. В фортепианной пьесе В. Кикты «Гусляр Садко» разложенные аккорды фортепиано подражают неспешному звучанию гуслей. Вывод, к которому нужно подвести ребят, таков: выразительные и изобразительные возможности музыкальных инструментов очень широки. Их голоса (тембры) могут передавать и глубокую скорбь, печаль, и беззаботное веселье, юмор, изображать различные звуки природы.

Вопрос, предлагаемый учащимся на развороте «Звучащие картины»: «На каких картинах «звучит» народная музыка, а на каких — профессиональная, сочинённая композиторами?», направлен на воспитание у учащихся чувства стиля. Ответ на него должен быть подготовлен работой с предыдущими страницами учебника, той музыкой, с которой школьники знакомились на уроках, или незнакомыми сочинениями по выбору учителя. Названия музыкальных инструментов, которые ребята могли бы подписать рядом с картинами русских и западноевропейских художников, дети могут выбрать из музыкального словарика, помещённого в конце учебника.

________________________________

1 См.: Музыка. Хрестоматия музыкального материала: 3 кл. / Сост. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

2 См.: Музыка. Хрестоматия музыкального материала: 3 кл. / Сост. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

3 См.: Музыка. Хрестоматия музыкального материала: 2 кл. / Сост. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.





загрузка...
загрузка...