загрузка...

УРОКИ МУЗЫКИ 1-4 классы - Поурочные разработки - 2015 год

3 класс

В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ

Урок: «Сюита «Пер Гюнт»

Задачи урока: развитие эмоциональной сферы детей; углубление интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа музыкальных произведений; закрепление представлений о музыкальном языке, средствах музыкальной выразительности, формы-композиции в различных жанрах народной профессиональной музыки и формирование на этой основе словаря музыкальных терминов и понятий; поиск и выделение необходимой информации о музыке, музыкантах, музыкальных инструментах (в том числе, с применением ИКТ); внимание к особенностям воплощения образного содержания музыки в собственном исполнении.

Разворот «Странствия Пера Гюнта» (Пер Гюнт — герой симфонической сюиты Э. Грига) знакомит детей с образами природы («Утро»), сказочным царством троллей («В пещере горного короля»), музыкальными портретами восточной танцовщицы («Танец Анитры»), верной подруги Пера — Сольвейг («Песня Сольвейг»), трагической, траурной музыкой («Смерть Озе»). Пусть учащиеся задумаются: • Как в своей сюите Э. Григ использует песенную, танцевальную и маршевую музыку для создания таких непохожих друг на друга персонажей? Как приёмы вариационного развития, различные музыкальные формы (двухчастная, трёхчастная и др.) делают возможным показ разных граней характера героев?

Отдельные части сюиты даются детям в контрастном сопоставлении. Так, сначала сравниваются «Утро» и «В пещере горного короля». И оказывается, что такие контрастные образы близки по форме. В обоих случаях тема получает вариационное развитие. Целесообразно вспомнить с учащимися, что они уже знают об этой музыке, с чем её сравнивали. Этому поможет возвращение к развороту «Утро» в разделе «День, полный событий», где приводятся слова самого композитора о музыке «Утра» и стихи из народной норвежской поэзии.

К ним стоит обратиться вновь, когда дети будут рассматривать разворот «Севера песня родная» и перейдут к слушанию и исполнению других частей сюиты Э. Грига.

Особое внимание следует обратить на то, что такие непохожие «женские» образы сюиты (и в «Танце Анитры», и в «Смерти Озе», и в «Песне Сольвейг») имеют общий интонационный стержень. К этому выводу учащиеся должны по возможности прийти самостоятельно. Пусть они поют эти интонации по нотной записи и, осуществляя смысловое переинтонирование (мелодию «Танца Анитры» поют в характере «Песни Сольвейг» и наоборот), придут к выводу об их интонационной родственности. В результате детям открывается индивидуальное своеобразие музыкальной речи Э. Грига.

Учащиеся, вслушиваясь в детали изложения, осознают музыкальный текст как единство содержания и звукового оформления. Это позволяет избежать «околомузыкальных» разговоров (вне опоры на звучание музыки). Открывается возможность для содержательного анализа средств музыкальной выразительности, которые предстают как способ проникновения в целостный художественный смысл произведения.






загрузка...
загрузка...