загрузка...


УРОКИ МУЗЫКИ 1-4 классы - Поурочные разработки - 2015 год

3 класс

В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ

Урок: «Музыкальное состязание»

Задачи урока: освоение учащимися жанра инструментального концерта; осознание особенностей и приёмов музыкального развития (повтор, контраст, вариационное развитие) в процессе постановки проблемных вопросов, анализа и исполнения музыки, закрепления представлений о роли выдающихся солистов-музыкантов.

Жанр инструментального концерта уже знаком учащимся — с Концертом № 1 для фортепиано с оркестром (1-я часть) П. Чайковского они встречались во II классе. Вспомнив величественный, торжественный, праздничный характер звучания главной темы 1-й части концерта, можно предложить ребятам подумать: • Почему музыка именно этого концерта стала своеобразным символом России, музыкальной визитной карточкой нашей Родины за рубежом? • Какие свойства музыки Чайковского подчёркивают её русский характер?

Размышляя с детьми над двумя значениями слова «концерт» («состязание» и «согласие»), учитель может рассказать о том, что композиторы, русские и зарубежные, создавали концерты для различных солирующих инструментов (скрипки, флейты, виолончели, фортепиано и даже голоса) и симфонического оркестра. Жанр концерта окончательно сложился к концу XVIII в., хотя первые упоминания о нём относятся к более раннему времени — к началу XVI в.

Картина К. Сомова «Концерт» перенесёт учащихся в то время, когда широкое распространение получили музыкальные вечера, домашнее музицирование. Средствами живописи художник показывает «галантную сцену» как фантастическое видение, на мгновение вспыхнувшее и сразу же исчезнувшее.

Концерты обычно имеют три части. Перед слушанием 3-й части Концерта № 1 для фортепиано с оркестром П. Чайковского, в качестве главной темы которой композитор использовал мелодию украинской песни-заклички «Веснянка», можно вспомнить и спеть с детьми те русские народные песни-заклички, с которыми они познакомились на уроках музыки во II классе (см. разворот «Встреча весны»), а затем разучить украинскую «Веснянку». Пусть ученики найдут характерные интонации этой песни, повторяющиеся фразы, задумаются над ролью распевов и постараются в своём исполнении передать настроение этой песни. Интересным будет для ребят и сравнение ладовой окраски (мажор-минор) знакомых им веснянок. «Вторая жизнь» веснянки в концерте П. Чайковского связана с особенностями развития этой мелодии (вариации), изменениями темпа, тембра, регистров, лада и других средств выразительности.






загрузка...
загрузка...