загрузка...


УРОКИ МУЗЫКИ 1-4 классы - Поурочные разработки - 2015 год

3 класс

ГОРИ, ГОРИ ЯСНО, ЧТОБЫ НЕ ПОГАСЛО!

Уроки: «Лель, мой Лель...». «Звучащие картины». «Прощание с Масленицей»

Задачи уроков: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; усвоение отечественных народных традиций; формирование коммуникативной компетентности, готовности общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных образов национального фольклора, умения разыгрывать народные песни, песни-диалоги, песни-хороводы и подбирать простейший аккомпанемент к песням, танцам своего народа, а также создавать музыкальные композиции на основе образцов отечественного музыкального фольклора и произведений профессиональной музыки в духе народной.

«Лель, мой Лель...». Любимый персонаж народных сказок — певец-пастушок Лель. Его изображение дети увидят на репродукциях мастера лаковой миниатюры из Федоскино В. Липицкого, помещённых на страницах учебника. • Какой образ рисует художник? • Что роднит Леля с русской природой? • Чем подкупает он сердца молодых девушек?

Для того чтобы ответить на эти вопросы, учащимся потребуется разучить мелодию Третьей песни Леля «Туча со громом сговаривалась» из весенней оперы-сказки «Снегурочка» И. Римского-Корсакова, выразительно спеть этот поэтичный напев, сочинённый композитором в духе народных песен, проникнуться его раздольностью и широтой дыхания, услышать в нём не только интонации лирических протяжных песен, но и задорные ритмы народной пляски, народный приговор-припевку «Лель мой, Лель мой, лё-ли- лё-ли, Лель!». • Что же добавит к этим свойствам песни Леля её звучание в фонозаписи? • Какой смысл носит вступление к песне? • Какая форма избрана композитором для развития образа этого действующего лица и почему? • В каких фрагментах из оперы «Снегурочка» также была использована куплетно-вариационная форма?

Не было для меня лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна, не было лучше царства берендеев с их чудным царём, не было лучше миросозерцания и религии, чем поклонение Яриле-Солнцу», — писал Н. Римский-Корсаков.

«Звучащие картины». «Прощание с Масленицей». Эти красочные развороты возвращают учащихся к теме уже знакомого им по программе II класса народного праздника проводов зимы — Масленицы, изображённого на картинах русского художника Б. Кустодиева «Зима. Масленичное гулянье» и «Масленица». • Почему можно назвать эти картины звучащими? • Каков главный приём изображения разноголосой праздничной толпы — сопоставление или контраст? (Контраст.) • Какая музыка звучит с этих полотен?

Можно спеть масленичные песенки, украсить звучанием народных инструментов плясовые наигрыши, танцевальными движениями передать их характер.

Озвучивание картин Б. Кустодиева будет служить своеобразным переходом к восприятию сцены «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова, которая представлена на следующих страницах.

Рекомендуем предложить детям поработать над созданием музыкального образа к одной из картин Б. Кустодиева. Для этого дети делятся на группы и создают рассказ о содержании картины и её возможном звуковом воплощении. Учитель обсуждает с классом содержание картины. • Что на ней изображено в разных её частях? • Какие звуки могли бы передать образы, которые изображены на картине? Уместно будет обсуждение с детьми традиции празднования Масленицы. (Возможно задание повышенной сложности — мини-исследование учащихся с использованием образовательных ресурсов Интернета: Проводы Масленицы. Поздравления — http://files.school-collection.edu.ru)

Затем можно записать рассказ из нескольких предложений про картину или про сам праздник и перейти к планированию звукового сопровождения (звон бубенцов, ржание лошадей, смех, крики ямщиков, наигрыш гармошки, звуки колокола, частушки, песни («Ах вы, сени» и «Из- под дуба») и др.). Для этого также можно воспользоваться образовательными ресурсами Интернета — аудиоматериалами для композиции «Масленица» — http://files.school-collection.edu.ru

Дети могут создать подобные звуки и самостоятельно, используя элементарные музыкальные инструменты (трещотки, коробочки, бубенцы, гармошки, треугольники — колокольный перезвон), и осуществить (возможно, с помощью родителей) запись звуков для изображения масленичных гуляний.

Н. Римский-Корсаков широко использовал народные напевы из собственного сборника и сочинил несколько тем в стиле древних календарно-обрядовых песен.

Сцена из оперы основана на сопоставлении разнохарактерных эпизодов. Прежде чем приступить к прослушиванию этой сцены, можно познакомить учащихся с песенными темами и разучить их. При разучивании следует обращать внимание детей на необычные для них слова и словосочетания «куры запели, про весну обвестили», «встречать, привечать», «Масленица-мокрохвостка», «заиграй овражки» и объяснять их.

Хотя вся музыка сцены прощания с Масленицей в опере звучит достаточно быстро, рекомендуется процесс разучивания главных тем сцены проводить в умеренном темпе. Это даст возможность более детально поработать над выразительностью их звучания. Двухголосная запись этих тем в учебнике даёт повод учителю обратиться к последовательному разучиванию каждого голоса. Даже поочерёдное исполнение хоровых партий детьми даст им возможность более осмысленно воспринимать многоголосную хоровую фактуру сцены.

Особого внимания требует разучивание темы-скороговорки «Масленица-мокрохвостка, поезжай домой со двора!». Вначале можно разучить только текст скороговорки (шёпотом, в ритме попевки), а лишь после этого соединить его с мелодией. Для развития остроты интонирования можно поручать исполнение каждой новой фразы в этой попевке разным группам класса (альты — вторые сопрано — первые сопрано).

Обобщением фольклорного раздела «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» может быть ответ на вопрос: • Почему русские композиторы обращались к народным напевам?






загрузка...

загрузка...