загрузка...

УРОКИ МУЗЫКИ 1-4 классы - Поурочные разработки - 2015 год

3 класс

ГОРИ, ГОРИ ЯСНО, ЧТОБЫ НЕ ПОГАСЛО!

Уроки: «Настрою гусли на старинный лад...». «Певцы русской старины». «Былина о Садко и Морском царе»

Задачи урока: знакомство с жанром былины, с подлинными и стилизованными народными напевами в творчестве русских композиторов, с особенностями их мелодики и ритмики, с образами былинных сказителей.

«Настрою гусли да на старинный лад...». С «Былины о Добрыне Никитиче» (в обработке Н. Римского-Корсакова) начинается изучение одного из самых древних жанров русского музыкального фольклора. Распевный, неторопливый, повествовательный склад былины дети могут почувствовать при чтении текста, положенного в её основу.

На уроках чтения третьеклассники также знакомятся с жанром литературных сказаний — былин, поэтому могут самостоятельно ответить на вопросы: • О чём рассказывают былины? • Какие черты русских богатырей — защитников Отечества прославляются в былинах? • Кто исполнял былины в древности? • Почему исполнителей былин называли певцами-сказителями? • Какой инструмент сопровождал пение былины? • На какой из известных картин русского художника В. Васнецова запечатлён образ русского богатыря Добрыни Никитича? • О каких ратных подвигах русских богатырей вы узнали из былин?

Анализ литературного текста «Былины о Добрыне Никитиче» даёт возможность учащимся убедиться в том, что в нём используется приём олицетворения — «не белая берёза, не шелковая трава к земле клонится, а Добрынюшка кланяется родной матушке» и просит благословить его на ратные подвиги, на борьбу с вражескими ордами. Пусть дети обратят внимание и на то, что в тексте передаётся диалог между воином и его матерью.

Эти черты былины помогут учителю и ученикам найти приёмы её выразительного исполнения. Но главное качество, которое следует подчеркнуть при мелодекламации былины, — это напевный характер текста. Именно это и определяет особенности работы над связным, текучим, распевным звучанием мелодии. При её разучивании желательно стремиться к выработке цепного дыхания. Можно сравнить на слух различие мелодики первой и второй фраз: первая строится в основном на поступенном движении, во второй преобладают скачки, которые уравновешиваются мягко очерченными заключительными интонациями. Разучивать былину можно без сопровождения, что будет способствовать слуховой активности детей, а на этапе свободного владения мелодией можно подключить аккордовое гармоническое сопровождение. Пусть ребята задумаются над тем, каким приёмом звукоизвлечения можно было бы приблизить звучание сопровождения к гуслям.

«Певцы русской старины» — так называли гусляров — сказителей былин. Их образы запечатлели композиторы в своих операх. Здесь будет уместным послушать и спеть с детьми песню Баяна из первого действия оперы «Руслан и Людмила» М. Глинки, уже знакомую учащимся по программе II класса.

Новым музыкальным материалом становятся песни из оперы-былины «Садко» Н. Римского-Корсакова: протяжная «Ой ты, тёмная дубравушка» и хороводная «Заиграйте, мои гусельки» из второй картины и песня Садко с хором «Высота ли, высота» из четвёртой картины.

Перед разучиванием главных мелодий песен Садко можно предложить ребятам послушать их в инструментальном звучании и, сравнив мелодии (без слов), определить настроение, жанровые черты, особенности интонаций, темпа.

• Что же роднит эти мелодии с народными песнями? • Какая из них напоминает былину и почему вы так считаете? (Песня Садко с хором «Высота ли, высота» написана композитором на тему народной былины «Соловей Буди- мирович».)

После прослушивания фрагментов из оперы «Садко» можно предложить учащимся подумать и ответить на вопросы: • Что же нового услышали они в песнях Садко? • Как оркестр подчёркивал народные истоки этих песен, хора? • Какую форму избрал композитор для передачи народных черт этих песен?

«Былина о Садко и Морском царе». Вероятно, детям будет интересно узнать ещё об одном сюжете из жизни былинного героя, гусляра и путешественника Садко — о встрече его с Морским царём. Именно этот сюжет положен в основу северной былины (старины). Кроме заданий и вопросов, помещённых на развороте учебника, учащиеся в рабочей тетради найдут интересный материал для самостоятельной работы по теме «Былина».






загрузка...
загрузка...