загрузка...

УРОКИ МУЗЫКИ 1-4 классы - Поурочные разработки - 2015 год

3 класс

О РОССИИ ПЕТЬ — ЧТО СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ

Урок: «Вербное воскресенье». «Вербочки»

Задачи урока: духовно-нравственное воспитание учащихся; знакомство с ещё одним двунадесятым праздником православной церкви — Вербным воскресеньем, особенностями его воплощения в музыке русских и зарубежных композиторов.

«Вербное воскресенье». Праздник ещё называют Вход Господень в Иерусалим. Это возвращение Иисуса Христа из странствий в Иерусалим, последний вход Его в город, где произойдёт Его крестная смерть и грядущее за ней Воскресение. В учебнике учащиеся увидят две иконы, посвящённые Вербному воскресенью.

В центре русской иконы и фрески итальянского художника Джотто мы видим едущего на осле Иисуса Христа, а за Ним группу апостолов, учеников Христа. Встречающие Иисуса жители Иерусалима машут пальмовыми ветвями и расстилают по дороге перед Христом свои одежды. Так было принято встречать победителя.

«Вербочки». Следующий разворот знакомит учащихся с этим же праздником с помощью детских песенок А. Гречанинова и Р. Глиэра на слова А. Блока «Вербочки» и яркой, запоминающейся мелодии английского композитора Ллойда Уэббера из рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда». Работа над песнями требует глубокого осмысления их поэтического текста.

Песня «Вербочки» А. Гречанинова, несмотря на её кажущуюся простоту, требует кропотливой вокально-хоровой работы с интонацией. Для того чтобы совместно с детьми обсудить исполнительский план, желательно выписать несколько тактов песни на доске, подчеркнуть направление движения мелодии, найти кульминацию. В этом помогут вопросы: с каких слов начинается кульминация? • Какой диапазон она охватывает? • Какие главные слова в песне? Обратите внимание учащихся на длительности. Пение по полутонам придаёт песне некоторую трепетность, ассоциирующуюся с колеблющимся огоньком свечи. Нужно обратить внимание учащихся на то, что здесь нет привычной куплетной формы, определить характер музыки, сравнить его с характером музыки хора из рок-оперы. • Какая музыка изображает праздничное действие — шествие, а какая выражает состояние человека, ожидающего праздника?

Работа с песней Р. Глиэра «Вербочки» сводится к установлению различий с песней А. Гречанинова. Думаем, что после разового прослушивания учащиеся не смогут отличить одну песню от другой — так они похожи. • На какие слова приходится интонационная кульминация в этих маленьких произведениях? • С чем это связано? Если учащиеся верно ответят на эти вопросы, значит, смысл песен им понятен.





загрузка...
загрузка...