загрузка...


УРОКИ МУЗЫКИ 1-4 классы - Поурочные разработки - 2015 год

3 класс

РОССИЯ — РОДИНА МОЯ

Урок: «Виват, Россия!». «Наша слава — русская держава»

Задачи урока: воспитание чувства любви и гордости за свою Родину, российский народ и историческое прошлое России; осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование исполнительских вокально-хоровых умений и навыков как способов воплощения художественно-образного содержания музыкальных произведений; освоение особенностей жанров (кантата, кант, солдатская песня, военный марш, опера).

Перед учащимися проходят страницы русской истории, отражённые в музыке разных жанров. Кантата «Александр Невский» рассказывает о защитниках Новгородской земли в XIII в. Опера «Иван Сусанин» воссоздаёт атмосферу народного подвига в Смутное время начала XVII в. (царствование династии Романовых), когда Русское государство могло потерять национальную независимость. Канты и народные песни повествуют о военных походах и победах Петра I в Северной войне, походах А. Суворова (XVIII в.), героях Отечественной войны 1812 г. (XIX в.).

«Виват, Россия!». Разворот знакомит учащихся с жанром канта, рождение которого связано с эпохой Петра I. Здесь достаточно ёмко объясняется слово «кант». Предложите учащимся подумать над латинскими словами «виват», «кант». Можно ли их заменить на русские слова «да здравствует», «славься», «песня»? Изменится ли от этого музыкальное произведение?

В учебнике рассматриваются канты неизвестных авторов, хотя в отличие от народных песен авторство многих кантов определено. Канты были элементом различного рода торжеств. Например, специально для празднования дня победы в Полтавской битве (1709) было сооружено семь триумфальных ворот, наверху которых размещались музыканты-инструменталисты и певцы, исполнявшие специально сочинённые стихи и канты. Общее в кантах, предложенных в учебнике, определяется их трёхчастной формой: крайние части — слава царю Петру, средняя часть — сострадание к погибшим.

При разучивании канта «Радуйся, Росско земле!» учитель может сыграть на инструменте один куплет и предложить учащимся определить жанр, характер музыки, русская она или зарубежная, сочинена в наше время или давно, кто и в какой момент может её исполнять. Чтобы точнее выполнить это задание, учащимся необходимо не один раз услышать и пропеть мелодию канта. Исходя из характера музыки, можно предложить спеть её на слоги, напоминающие фанфарный зов трубы, дробь барабанного боя. Тем самым в образной форме будет осуществляться работа над дыханием, активной подачей звука, чёткой артикуляцией и т. п. Многократное исполнение мелодии позволит учащимся самостоятельно прийти к выводу, что это торжественная песня, старинный марш, который, возможно, исполнялся при встрече русских воинов после их победы над врагом или ими самими. После этого можно предложить детям «сочинить слова» к этой мелодии. Вот пример текстов, сочинённых учащимися:

Мы идём с победой. (2 раза)

Родина, встречай нас. (2 раза)

Защитили мы страну, (2 раза)

Родину родную.

Мы вам несём победу. (2 раза)

Радуйтесь и веселитесь. (2 раза)

Славься, славься, наш народ (2 раза)

И земля родная.

Цель этого задания — передать словами различные грани музыкального образа, которые учащиеся смогли услышать в звучании канта. В связи с этим важно не столько сочинить стихотворение по всем поэтическим законам, сколько организовать его ритмом мелодии.

Надо учесть, что многое в выполнении этого задания определяется контекстом урока. Варианты текста возникли в результате того, что разучивание канта осуществлялось при одновременном знакомстве учащихся с фрагментами оперы М. Глинки «Иван Сусанин». Интуитивное установление интонационных связей произведений не могло не наложить отпечатка на содержание сочиняемых детьми слов. На последующих уроках учащиеся будут разучивать подлинный текст канта, поэтому слова, сочинённые детьми, учителю важно сохранить для сравнения с оригиналом.

По словам Б. Асафьева, сущность канта — в сочетании возможности «распевать» мелодию со свойствами музыки, которые стимулируют и организуют движение, поступь, ходьбу (чёткость тактовых граней и мерность метра). Сравните с детьми канты, предложенные в фонохрестоматии или хрестоматии, постарайтесь найти общие интонации в этих хвалебных песнях.

«Наша слава — русская держава». Эти слова «хорового ответа» в песне «Солдатушки, бравы ребятушки» — название следующего разворота, продолжающего патриотическую тему в русских народных песнях.

В 1812 г. музыканты были в штате каждого полка. В пехоте сигналы подавали барабанщики, в кавалерии — трубачи, а в гренадёрских полках ещё и «флейтщики». В знаменитом Бородинском сражении принимали участие около 3000 военных музыкантов. В каждом полку, батальоне, эскадроне были и песенники, хранители солдатского фольклора. Репертуар песенников отражал армейские традиции. Так, русская народная песня «Вспомним, братцы, россов славу» родилась среди партизан, призывавших на защиту Смоленска в 1812 г.

Помимо текста песни, приведённого в хрестоматии для учителя, предлагаем ещё один куплет, который подтверждает вышесказанное:

Под смоленскими стенами,

Здесь, России у дверей,

Будем биться со врагами,

Не пропустим злых зверей!

Даже не зная мелодии, можно с уверенностью сказать, что это походно-маршевая песня, в которой чередуются сольный «зачин» и хоровой «ответ». Такова же и песня «Солдатушки, бравы ребятушки»: она быстро запоминается, под неё легко шагать. Музыка 1-й части песни (вопрос) построена на размашистых интонационных ходах, а в мелодии 2-й части (ответе) звучат более собранные, строгие интонации на повторяющихся высоких звуках, что и создаёт ощущение чёткого шага. Характер песни требует короткого активного вдоха и твёрдой атаки звука. Учащиеся, которым трудно петь начало припева, могут исполнить терцовый подголосок. Когда песня будет разучена, её можно исполнить с маршировкой на месте. Эта песня проникнута бодрым настроением, звучит в мажоре, доносит до нас мужественный оптимизм русского воинства. А. Суворов писал, что «музыка удваивает, утраивает армию».

На страницах учебника учащиеся увидят старинный медальон с изображением М. Кутузова у портрета А. Суворова и орден св. Георгия 1-й степени, которым награждался тот, кто совершил воинский подвиг. Напомним, что в I классе учащиеся увидели в учебнике памятник А. Суворову, познакомились с песней «Учил Суворов»1 А. Новикова (слова М. Левашова).

Из старинной солдатской песни «Славны были наши деды» (см. задания в рабочей тетради, с. 12—13) родился известный русский военный марш «Марш Преображенского полка» (см. фонохрестоматию), его ещё называли «Петровским маршем»). Этот марш был одним из звучащих символов России, его мелодию до революции 1917 г. били куранты Спасской башни Московского Кремля.

___________________________

1 См.: Музыка. Хрестоматия музыкального материала: 1 кл. / сост. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.






загрузка...
загрузка...
загрузка...