загрузка...


УРОКИ МУЗЫКИ 1-4 классы - Поурочные разработки - 2015 год

2 класс

ЧТОБ МУЗЫКАНТОМ БЫТЬ, ТАК НАДОБНО УМЕНЬЕ

Уроки: «Природа и музыка». «Печаль моя светла»

Задачи уроков: развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии — понимания и сопереживания чувствам других людей.

На развороте «Природа и музыка» вниманию учащихся предлагаются картины В. Борисова-Мусатова «Цветущие вишни» и «Осенняя песнь» и Г. Свиридова «Весна. Осень» как две отдельные пьесы — светлая, мажорная и очень тихая, минорная. Интересно будет сопоставить развитие музыки Г. Свиридова с развитием мелодии в «Рассвете на Москве-реке» М. Мусоргского. Если у Г. Свиридова две пьесы представляют собой как бы две картины, где одна и та же мелодия звучит сначала в мажоре, затем в миноре, то у М. Мусоргского — одна развёрнутая картина наступающего рассвета, в которой спокойная мелодия, звучащая сначала в миноре, многократно видоизменяется, варьируется, постепенно преображаясь в развёрнутую мажорную мелодию, сопровождаемую колокольным звоном, благовестом.

Задание в рабочей тетради на развороте «Природа и музыка» (с. 28—29) аналогично заданию, связанному с «Попутной песней» М. Глинки. Здесь выбор цветового фона прежде всего определяется ладовой окраской музыки. Всего один звук изменён в мелодии, а какой яркий контраст настроений!

Определить художественно-педагогическую идею группы уроков, объединённых чувством любви человека к миру, природе, людям, возможно, помогут слова М. Пришвина:  «Природа для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять — их надо открывать и показывать...» Этому и помогает музыкальное искусство, эмоционально захватывающее, увлекающее детей.

«Печаль моя светла». Этот урок посвящён лирической музыке, романсам и песням М. Глинки и В.-А. Моцарта. Слова П. Чайковского, приведённые на этом развороте учебника, несомненно, вызовут ассоциацию с его фортепианной пьесой «Песня жаворонка». Заметим вновь, что учащиеся поют не только указанные здесь песни («Жаворонок» М. Глинки, «Весенняя песня» В.-А. Моцарта, «Колыбельная» Моцарта — Флисса), но вспоминают и напевают другие произведения, интонации которых отражены в рисунках нот. Это интонации Симфонии № 40 и увертюры к опере «Свадьба Фигаро» В.-А. Моцарта, Песни Баяна и увертюры к опере «Руслан и Людмила» М. Глинки. Родство этих интонаций несомненно.

Внимание к изменению лада в «Весенней песне» В.-А. Моцарта, мелодия которой строится на звуках мажорного трезвучия, поможет учащимся закрепить понятия «мажор» и «минор», а главное — почувствовать светлое, мажорное, радостное настроение этой песни. Попутно учащиеся получат представление о знаках альтерации — способах повышения и понижения звуков в нотной записи.






загрузка...
загрузка...
загрузка...