загрузка...

УРОКИ МУЗЫКИ 1-4 классы - Поурочные разработки - 2015 год

2 класс

ЧТОБ МУЗЫКАНТОМ БЫТЬ, ТАК НАДОБНО УМЕНЬЕ

Уроки: «Волшебный цветик-семицветик». «Музыкальные инструменты». «И всё это — Бах!»

Задачи урока: формирование коммуникативной компетентности детей через расширение опыта сопереживания мыслям и чувствам, выраженным в музыкальных образах И.-С. Баха, и перенесение этого опыта на жизненные ситуации; воспитание готовности эмоционально откликаться, распознавать и анализировать выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии; выявление различных по смыслу музыкальных интонаций; понимание знаково-символические средства представления информации в музыке; соотнесение графической записи с музыкальным образом; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; воплощение эмоциональных состояний в различных видах музыкально-творческой деятельности (в пении, пластическом интонировании и др.).

На шмуцтитуле к данному разделу учащиеся увидят детей, как бы присутствующих на разных концертах и на репетиции. На центральном фото — дирижёр А. Федосеев, один из ведущих отечественных дирижёров, под управлением которого учащиеся услышат не одно симфоническое произведение. Слева внизу — хор мальчиков Московского хорового училища им. А. Свешникова, справа внизу — пианист Е. Кисин в юности. Рисунок «трёх китов» — своего рода символ песни, танца, марша — трёх основ музыки.

Задача учителя — научить ребят тому, чтобы они могли не только сказать, что на фотографиях изображены музыканты, но и определить, по возможности, жанры произведений, которые они исполняют: концерт для фортепиано с оркестром; произведение для хора, солистов и оркестра (впоследствии дети узнают, что это может быть кантата или оратория); симфоническая музыка.

«Волшебный цветик-семицветик». Этот разворот поможет учащимся обобщить имеющиеся знания об элементах музыкального языка, взаимодействие которых определяет характер интонации, музыкального образа в целом. Учащиеся, слушая конкретное музыкальное произведение, испытывая те чувства, настроения, которые выражены в нём, представляя его музыкальные образы, персонажей, действующих лиц, начинают понимать, с чем связано своеобразие каждого из них, осознавать тот факт, что музыка живёт на земле для общения людей.

«Музыкальные инструменты», «И всё это — Бах!». Эти два разворота знакомят учащихся с творчеством немецкого композитора XVIII в. Иоганна Себастьяна Баха (1685— 1750), который сочинял музыку во всех жанрах (кроме оперы). И.-С. Бах — самый знаменитый композитор, писавший для органа.

Изучение основ православного богослужения сейчас актуально и необходимо, так же обстоит дело и с основами католического богослужения. Россия — многоконфессиональная страна, и уважение к религиозным чувствам людей следует формировать с раннего возраста. Как невозможно представить себе православное богослужение без колокола, так нельзя исключить из католической мессы орган. На органе исполнялись в основном хоралы — религиозные песнопения для католической мессы.

Учащимся предлагается послушать хорал «Утренняя молитва» И.-С. Баха и сравнить его с пьесой П. Чайковского «В церкви», написанной в хоральном складе, а также «Токкату» (ре минор) из двухчастного цикла «Токката и фуга для органа».

Глубина содержания произведений И.-С. Баха волнует людей и сегодня, потому что они передают чувства человека, созвучные людям всех времён и народов. Дети услышат и разучат песню «За рекою старый дом», напоминающую колыбельную. Под звуки «Волынки» представят себе старинный народный танец («Мюзетт»), а под звуки «Менуэта» — изысканный бальный танец. Эти пьесы были собраны в «Нотной тетради Анны Магдалены Бах» — молодой жены Баха, которую он обучал пению и игре на клавире.





загрузка...
загрузка...