загрузка...

УРОКИ МУЗЫКИ 1-4 классы - Поурочные разработки - 2015 год

2 класс

В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ

Уроки: «Звучит нестареющий Моцарт!». «Симфония № 40». «Увертюра»

Задачи уроков: формирование понимания творчества В.-А. Моцарта как уникального явления музыки Австрии, мировой музыкальной культуры; знакомство с произведениями В.-А. Моцарта — шедеврами музыки XVIII в.; изучение жанров моцартовской музыки — сонаты, симфонии, увертюры (к опере); выявление контрастности образов на основе интонационно-образного анализа; претворение образов музыки Моцарта в активной деятельности (вокализация, пластическое интонирование, инструментальное музицирование); приобретение навыков сравнительного анализа русской и зарубежной музыки (Глинка — Моцарт).

«Звучит нестареющий Моцарт!». Во II классе продолжается знакомство учащихся с западноевропейской музыкой, в частности с произведениями великого австрийского композитора XVIII в. — Вольфганга Амадея Моцарта (1756—1791). Картина с изображением семьи Моцарта перенесёт их в другую эпоху. В название разворота учебника, посвящённого музыке композитора, вынесены слова современного поэта В. Бокова. Прослушав музыку Моцарта, ребята должны задуматься над вопросами: • Почему поэт назвал этого композитора «нестареющим»? • Какие чувства передаёт музыка композитора XVIII в. нам — слушателям нового тысячелетия? • В чём секрет современности музыки Моцарта?

Предложите учащимся найти в книгах, Интернете информацию о жизни и творчестве Моцарта и рассказать об этом одноклассникам.

На развороте «Симфония № 40» учащиеся увидят запись партитуры едва ли не самой популярной во всём мире симфонии Моцарта. Пусть они вслушаются в начальные интонации 1-й части симфонии, напоют их. Найдите вместе с учащимися нужный характер звучания главной темы.

После вслушивания в оркестровое звучание темы обратите внимание на порывистость, трепетность исполнения главной мелодии скрипками, динамические контрасты (громко — тихо), светлый, напевный характер второй (побочной) темы экспозиции. На страницах учебника дана партитура начальных тактов каждой из тем. В записи отчётливо видна разница в характере звучания: непрерывное движение восьмых и в аккомпанементе, и в мелодии первой темы сменяется на более спокойное, неторопливое во второй теме. Вглядываясь в партитуру, можно прочитать состав оркестра В.-А. Моцарта, увидеть, какие инструменты исполняют первую тему, а какие — вторую.

Продолжая знакомство со звучанием симфонического оркестра и его инструментами, симфонической партитурой, следует включать детей в процесс активного музицирования, предлагая им роль дирижёров. Используя приёмы свободного (вне схемы) дирижирования, учащиеся могут попытаться передать изменения характера звучания, контрасты при исполнении Симфонии № 40 В.-А. Моцарта.

«Увертюра». В увертюре к опере «Свадьба Фигаро» Моцарт создаёт иное настроение — он рисует музыкальными красками образы комической оперы, наполненные энергией, светом, шуткой, весельем. (Обратите внимание учащихся на фотографию Венского оперного театра на развороте «Звучит нестареющий Моцарт!».) Именно в Вене композитор создал свои лучшие произведения, а в 1786 г. в этом театре прозвучала опера «Свадьба Фигаро».

Увертюра... • Что это такое? • С увертюрой какого русского композитора учащиеся уже познакомились, совершая путешествие в мир музыкального театра? • Как звучит вступительная тема увертюры В.-А. Моцарта? • В чём особенность главной мелодии увертюры? На эти вопросы ребятам поможет ответить звучащая музыка и нотная запись.

Образно-интонационный смысл, лежащий в основе движения музыки, и сжатость музыкального развития увертюры влекут за собой активизацию слуха. В педагогическом плане это имеет большое значение для усвоения учащимися принципов и приёмов музыкального развития (принципа симфонизма). Немаловажно то, что осуществляется это уже на музыкальных занятиях с младшими школьниками, а не в старших классах, как это происходит обычно. Дети способны воспринимать гораздо более сложный и содержательный пласт музыки, чем это предполагается. (Как уже говорилось, они интуитивно различают интонационно-стилевые особенности музыкальных произведений.)

На сопоставлении фрагментов двух увертюр — В.-А. Моцарта к опере «Свадьба Фигаро» и М. Глинки к опере «Руслан и Людмила» — построена работа на этом развороте учебника. Слуховой опыт школьников позволит им определить, какая музыка сочинена зарубежным композитором, а какая — русским. • Как различаются характеры главных тем этих двух увертюр, в чём их сходство? • Что помогло композиторам передать веселье и шутку в одной увертюре, энергию и богатырскую силу в другой? Обобщить впечатления детей поможет составление программы концерта в рабочей тетради.






загрузка...
загрузка...