загрузка...


УРОКИ МУЗЫКИ 1-4 классы - Поурочные разработки - 2015 год

2 класс

В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ

Уроки: «Картинки с выставки». «Музыкальное впечатление»

Задачи урока: знакомство с пьесами из сюиты «Картинки с выставки» М. Мусоргского; накопление интонационно-слухового опыта учащихся, воспитание чувства стиля; формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (интерпретация образного содержания музыки, пение, драматизация музыкальных произведений); развитие ассоциативно-образного мышления учащихся; овладение базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между музыкой и изобразительным искусством.

«Картинки с выставки». Второклассники продолжают знакомство с пьесами из фортепианной сюиты «Картинки с выставки» М. Мусоргского. Можно сказать учащимся, что сюита (франц. suite — ряд, последовательность, продолжение) — музыкальное произведение, состоящее из самостоятельных пьес, объединённых общим замыслом и следующих одна за другой по принципу контраста.

С главной темой «Прогулки» из этой сюиты учащиеся познакомились в сопоставлении с «Прогулкой» С. Прокофьева (раздел «День, полный событий»). Теперь на уроке — «в концертном зале» — «прозвучат» контрастные по своему образному строю пьесы: «Богатырские ворота» и «Балет невылупившихся птенцов», «Избушка на курьих ножках» («Баба-яга») и «Лиможский рынок».

Перед восприятием пьесы «Богатырские ворота» можно спеть тему «Прогулки» в разных вариантах: распевно, подчёркивая её песенность; энергично, подчёркивая маршевую поступь; широко, могуче, торжественно. А если спеть быстро, отрывисто? Не возникнет ли ассоциации с радостным, праздничным звучанием колоколов?

После этого надо послушать и спеть с детьми эту мелодию в ритмически изменённом виде — так, как она звучит в пьесе «Богатырские ворота». Пусть учащиеся попытаются ответить на вопросы: что же изменилось в звучании — мелодия, ритм, темп, динамика? Что нового придали мелодии «Прогулки» эти изменения? Пусть ребята внимательно всмотрятся в нотную запись «Богатырских ворот» и обратят внимание на «крупные» длительности, динамические оттенки, подчёркивающие именно торжественный характер звучания пьесы. Пьесу «Богатырские ворота» школьники услышат в оркестровке французского композитора XX в. М. Равеля.

Желательно, чтобы каждая из пьес первоначально появлялась не в связи с рисунками В. Гартмана, а как самостоятельное произведение. • Что услышат в пьесе дети? • Какое название дадут ей? • Как нарисуют эту музыку, передавая своё впечатление?

Только после этого целесообразно обратиться к рисункам В. Гартмана, послужившим толчком к созданию музыки. Это жанровые сцены, портретные зарисовки, образы, связанные с народным творчеством (сказкой, преданием, эпосом). Важно, чтобы дети почувствовали, что музыка не изображает своими средствами то, что нарисовал художник, а создаёт свой образ, подчас очень отличающийся от того, что представлено на картине.

«Прогулка», повторяясь на протяжении всего цикла, служит связкой между отдельными картинками. Характер её звучания иллюстрирует переход «зрителя»1 к следующему экспонату выставки, подсказывает образ следующей за ней картинки. Дети смогут убедиться в этом перед слушанием «Балета невылупившихся птенцов», музыка которого является контрастом к музыке «Богатырских ворот».

На основе простого эскиза В. Гартмана к балету, изображающего нескладных «детёнышей-птенцов» в скорлупках, покрывающих их тело, как панцирь, строится шутливотанцевальная сценка (скерцино). В ней сочетаются черты фантастики с изобразительными моментами (интонации «писка птенцов»), подчёркивающими юмористический оттенок балета. Изобразительный характер пьесы становится сразу очевидным для ребят: быстрый темп, высокие звуки (регистры), порхающие, чирикающие интонации. • Почему же М. Мусоргский в названии пьесы поставил уже знакомое учащимся слово «балет»?

Следующие две пьесы из «Картинок с выставки», с которыми знакомятся дети на развороте «Музыкальное впечатление», — «Избушка на курьих ножках» («Баба-яга») и «Лиможский рынок». Предложите учащимся представить себя в роли композиторов и по первым тактам — начальным интонациям этих пьес определить, музыка какого характера может «вырасти» из них. Пусть дети на нарисованной или воображаемой фортепианной клавиатуре исполнят начальные интонации этих пьес, в которых спрятаны характеры персонажей и событий, происходящих в них. Это поможет яснее почувствовать музыкальные образы и дать их обобщённые характеристики. После этого можно обратиться к нотной записи, в которой обозначен характер звучания, видны быстрое движение мелких шестнадцатых длительностей в пьесе «Лиможский рынок» и необычная, прерывистая запись мелодии «Избушки на курьих ножках» (громкие аккорды или отдельные звуки чередуются с паузами), и сыграть пьесы ещё раз. Уместно сопоставить со звучанием «Избушки на курьих ножках» рисунок В. Гартмана и рисунки учащихся. Это поможет ответить на вопрос, связанный с музыкой М. Мусоргского: • Композитор иллюстрировал рисунки В. Гартмана или «нарисовал» свои, совершенно иные образы?

Обратившись к образовательным ресурсам Интернета (http://fcior.edu.ru), учащиеся могут самостоятельно провести мини-исследование: познакомиться с историей создания сюиты, послушать отдельные пьесы, посмотреть фрагменты мультфильмов, созданных по пьесам «Избушка на курьих ножках» («Баба-яга») и «Балет невылупившихся птенцов», и др.

После прослушивания пьес можно сравнить их музыкальный язык и передать своё впечатление от музыки в рисунках, выставку которых можно разместить в классе. Отбор детьми выполненных рисунков для выставки происходит в процессе анализа, оценки и взаимооценки их соответствия музыкальному образу. Это служит благодатным материалом для осуществления обратной связи и управления деятельностью учащихся.

______________________________

1 В роли зрителя M. Мусоргский изобразил самого себя: «Моя физиономия в интермедах видна» (интермедия — небольшая пьеса или сцена (от лат. intermedius — находящийся посреди, промежуточный).






загрузка...
загрузка...