Музыка в народном стиле. Сочини песенку - ГОРИ, ГОРИ ЯСНО, ЧТОБЫ НЕ ПОГАСЛО - 2 класс

Уроки музыки 1-4 классы - Поурочные разработки 2015 год

Музыка в народном стиле. Сочини песенку - ГОРИ, ГОРИ ЯСНО, ЧТОБЫ НЕ ПОГАСЛО - 2 класс

Задачи уроков: расширение представлений о жанрах народной музыки (песня, инструментальный наигрыш), особенностях их исполнения (солисты, ансамбли, хор, оркестр), тембрах народных музыкальных инструментов; понимание народного творчества как основы для создания произведений композиторами (музыка в народном стиле); выявление общности средств выразительности в народной и профессиональной музыке; приобретение навыков сочинения песенок на заданный текст (индивидуально, “по цепочке”, хором), ритмических импровизаций.

“Музыка в народном стиле”. Приступая к этой теме, нужно вновь обратиться к пьесам из “Детского альбома” П. Чайковского (“Русская песня”, “Мужик на гармонике играет”, “Камаринская”) и из “Детской музыки” С. Прокофьева (“Ходит месяц над лугами”, “Вечер”). Сопоставление мелодий этих произведений, поиск черт, роднящих их с народными напевами и наигрышами, вокализация (пропевание) в удобных тональностях их главных мелодий, подключение музыкальных инструментов для их озвучивания помогут учащимся понять и услышать характерные народные интонации, ритмы, тембры, приёмы развития.

“Сочини песенку”. Занятия вокальными и инструментальными импровизациями с детьми можно начать с выразительного прочтения текстов народных песенок-прибауток, определения их жанровой основы и характерных особенностей: “Раным-рано поутру” — песенка-призыв; “Тили-бом” — песенка, сочетающая в себе выразительность (тревогу, испуг) и изобразительность; “Водичка, водичка” — ласковая присказка в вальсовом ритме; “Уж ты, котя-коток” — колыбельная; “Мышка, мышка” — песенка-диалог; “Радуга-дуга” — песенка-закличка.

Можно предложить детям выбрать тот текст, который им больше понравился, и попытаться в характере распевной декламации, опираясь на исходную интонацию (она записана на нотной строке рядом с рисунком к песне), пропеть хотя бы несколько фраз. Лучшие “композиторские” варианты могут быть разучены всем классом. К этим детским песенкам можно также подобрать инструментальное сопровождение, подчёркивающее их характер. При этом предложите школьникам самостоятельно выбрать тембры инструментов и аргументировать свой выбор.