загрузка...


УРОКИ МУЗЫКИ 1-4 классы - Поурочные разработки - 2015 год

2 класс

ГОРИ, ГОРИ ЯСНО, ЧТОБЫ НЕ ПОГАСЛО

Уроки: «Музыка в народном стиле». «Сочини песенку»

Задачи уроков: расширение представлений о жанрах народной музыки (песня, инструментальный наигрыш), особенностях их исполнения (солисты, ансамбли, хор, оркестр), тембрах народных музыкальных инструментов; понимание народного творчества как основы для создания произведений композиторами (музыка в народном стиле); выявление общности средств выразительности в народной и профессиональной музыке; приобретение навыков сочинения песенок на заданный текст (индивидуально, «по цепочке», хором), ритмических импровизаций.

«Музыка в народном стиле». Приступая к этой теме, нужно вновь обратиться к пьесам из «Детского альбома» П. Чайковского («Русская песня», «Мужик на гармонике играет», «Камаринская») и из «Детской музыки» С. Прокофьева («Ходит месяц над лугами», «Вечер»). Сопоставление мелодий этих произведений, поиск черт, роднящих их с народными напевами и наигрышами, вокализация (пропевание) в удобных тональностях их главных мелодий, подключение музыкальных инструментов для их озвучивания помогут учащимся понять и услышать характерные народные интонации, ритмы, тембры, приёмы развития.

«Сочини песенку». Занятия вокальными и инструментальными импровизациями с детьми можно начать с выразительного прочтения текстов народных песенок-прибауток, определения их жанровой основы и характерных особенностей: «Раным-рано поутру» — песенка-призыв; «Тили-бом» — песенка, сочетающая в себе выразительность (тревогу, испуг) и изобразительность; «Водичка, водичка» — ласковая присказка в вальсовом ритме; «Уж ты, котя-коток» — колыбельная; «Мышка, мышка» — песенка-диалог; «Радуга-дуга» — песенка-закличка.

Можно предложить детям выбрать тот текст, который им больше понравился, и попытаться в характере распевной декламации, опираясь на исходную интонацию (она записана на нотной строке рядом с рисунком к песне), пропеть хотя бы несколько фраз. Лучшие «композиторские» варианты могут быть разучены всем классом. К этим детским песенкам можно также подобрать инструментальное сопровождение, подчёркивающее их характер. При этом предложите школьникам самостоятельно выбрать тембры инструментов и аргументировать свой выбор.






загрузка...
загрузка...
загрузка...