загрузка...

УРОКИ МУЗЫКИ 1-4 классы - Поурочные разработки - 2015 год

1 класс

МУЗЫКА И ТЫ

Урок: «Дом, который звучит». «Опера-сказка»

Задачи урока: знакомство детей с музыкальным театром, в частности с Детским музыкальным театром им. Н. И. Сац, с такими жанрами музыкальных произведений, как опера и балет; формирование коммуникативных универсальных действий в процессе разыгрывания сказки по ролям.

«Дом, который звучит». Тем ребятам, кто научился различать в музыке песенность, танцевальность и маршевость, будет просто совершать путешествия в такие музыкальные страны, как Опера и Балет. В жизненном и музыкальном опыте детей наверняка есть первичные представления о том, что герои опер поют, а герои балетов танцуют. И пение, и танец объединяет музыка. Сюжетами опер и балетов часто становятся известные всем с детства народные сказки («Снегурочка», «Волк и семеро козлят»), былины («Садко»), а также сказки, сочинённые писателями («Конёк- Горбунок» П. Ершова, «Муха-цокотуха» К. Чуковского, «Щелкунчик» Э.-Т. Гофмана и др.).

В Москве в 1964 г. на Воробьёвых горах Натальей Ильиничной Сац (1903—1994) был создан первый в мире детский музыкальный театр. Сейчас он известен во всех странах. Эмблема театра — синяя птица на золотой арфе (скульптор В. Клыков) — символ мечты о счастье.

На уроке дети рассматривают рисунки в учебнике, на которых изображены разные персонажи музыкальных спектаклей. Задача учителя — озвучить зрительные впечатления детей, постоянно обращаясь к ним с вопросом: «В каком музыкальном спектакле (в опере или балете) могла бы звучать та или иная музыка?» При этом не стоит забывать о том, что в операх и балетах часто сочетается песенная, танцевальная и маршевая музыка.

В процессе знакомства с музыкальным театром могут прозвучать уже известные и новые фрагменты из балетов «Щелкунчик» П. Чайковского, «Конёк-горбунок» Р. Щедрина («Золотые рыбки») и из опер «Садко» Н. Римского-Корсакова, «Волк и семеро козлят» М. Коваля, «Муха-цокотуха» М. Красева, «Орфей и Эвридика» К. Глюка. Эти фрагменты ребята могут не только слушать, но и исполнять так, как это было рекомендовано ранее.

Разыгрывание по ролям в жанре музыкальной импровизации (или музыкального театра) сказки «Теремок», предложенной в рабочей тетради (с. 24—25), можно осуществлять в малых группах как творческое мини-исследование (или мини-проект), который впоследствии будет представлен как концертный номер на родительском собрании, празднике.

Разворот учебника «Опера-сказка» более детально знакомит детей с двумя хорами из детских опер. Важно, чтобы в процессе слушания и исполнения этих фрагментов учащиеся поняли, что персонажи опер имеют свои яркие музыкальные характеристики — мелодии-темы. Герои опер могут петь по одному (солисты) и вместе (хор) в сопровождении фортепиано либо оркестра. В операх могут быть эпизоды, когда звучит только инструментальная музыка.

Важно, чтобы знакомство с оперным спектаклем превратилось для ребят в увлекательный урок с элементами репетиционной работы (пение, движения, музицирование, танцевальные номера и пр.) и сценического действия (драматизация). Так, темы из детской оперы «Волк и семеро козлят» можно не только петь, но и изображать выразительными движениями (например, Бодайка бодается, показывая высокий и низкий звуки своей темы), пританцовывать, маршировать, исполнять на музыкальных инструментах ритмическое сопровождение, организовывать «Военную игру» и др.

Радостное настроение хора козлят часто провоцирует громкое, форсированное, крикливое пение, поэтому учитель должен как можно больше подчёркивать песенный, напевный характер мелодии при упругом, чётком ритмическом рисунке. Нужно отрабатывать одновременные окончания в конце фраз (особенно на закрытых слогах), стремиться к подчёркиванию логических ударений в словах и целых фразах, смягчать произношение окончаний. Напомним, что исполнение хора органично соединяется с маршировкой, инструментальным сопровождением, четырёхручием, выразительными движениями.

Заключительный хор из оперы «Муха-цокотуха» также связан с приподнятым, праздничным настроением. Весёлая, задорная музыка, в которой, в зависимости от того, о каком персонаже поётся, часто меняется темп и динамика, потребует специальной работы над различным характером звуковедения, то legato, то non legato, над чётким произношением согласных в конце слов (особенно бом, топ). Очевидно, ребята обратят внимание на призывную, «раскачивающуюся» начальную интонацию (две нисходящие квинты), изображающую удары в колокол.

Закрепить представление об опере поможет выполнение заданий в рабочей тетради (с. 26).






загрузка...
загрузка...