загрузка...


УРОКИ МУЗЫКИ 1-4 классы - Поурочные разработки - 2015 год

1 класс

МУЗЫКА И ТЫ

Урок: «Музыкальные инструменты»

Задачи урока: дальнейшее формирование интонационно-слухового опыта детей на основе сопоставления произведений фортепианных пьес разных жанров; осмысление роли музыкальной формы в создании художественного образа и выразительных и изобразительных возможностей музыкального инструмента; включение детей в процесс художественной коммуникации (концертное выступление отдельных учащихся перед классом); осознание социально значимой роли музыкальной деятельности и триединства деятельности композитора — исполнителя — слушателя.

Звучание инструмента, о котором пойдёт речь на этом развороте, уже хорошо знакомо первоклассникам. Это — фортепиано. Можно напомнить учащимся пьесы для фортепиано, которые они уже слышали на уроках музыки, и о том, что фортепиано может быть не только сольным, но и аккомпанирующим инструментом.

Очередную встречу с этим инструментом рекомендуем провести в своеобразной художественной форме: подготовить короткий концерт фортепианной музыки силами учащихся, которые занимаются в музыкальных школах. Этот мини-концерт должен вести конферансье, объявляя, как на настоящем концерте композитора, исполняемое произведение и исполнителей. Пусть этот концерт будет проверкой степени развития слушательской культуры учащихся.

На этом развороте учебника учащиеся увидят графическую запись начала фортепианной пьесы «Сладкая грёза» из «Детского альбома» П. Чайковского, которая поможет детям наблюдать за развитием музыки. С подобного рода сочетанием в фортепианной фактуре двух самостоятельных голосов первоклассники уже встречались в «Менуэте» Л. Моцарта.

Предложите учащимся спеть мелодию каждого голоса, изображая сначала верхний голос на воображаемой скрипке, затем нижний — на воображаемой виолончели. Учитель предварительно показывает эти движения. • Как связаны между собой голоса и как они взаимодействуют?

Более развитый верхний голос «поёт» выразительную мелодию, в которой слышны взлёты и падения. В каждой из четырёх фраз повторяется характерный ритмический рисунок (пунктирный ритм). Чем же отличается мелодия нижнего голоса? В ней нет волнообразности верхнего голоса, в каждой фразе можно услышать (и увидеть в записи) нисходящее движение. Ритмический рисунок этой мелодии более уравновешенный, спокойный, в нём преобладают длинные, выдержанные звуки. В этом фрагменте можно услышать (и увидеть) контрастные динамические оттенки и знаки, обозначающие усиление и затихание звучания, — creschendo и diminuendo (их можно сравнить с математическими знаками «больше», «меньше»).

Прослушав всю пьесу с начала до конца, предложите ребятам рассказать о том, какие изменения они услышали в средней её части. Для большей наглядности на доске можно дать графическую запись второй части.

Пьеса представляет собой как бы разговор двух людей. Заметят ли ребята, что второй нижний голос подхватил главную интонацию — мысль первого, проникшись его состоянием, настроением, и стал теперь не сдержанным, а таким же развёрнутым, взволнованным, пронизанным интонациями первого? • А как звучит кульминация в средней части и как завершается пьеса? Графическая запись поможет убедиться в том, что они услышат: в каком согласии звучат оба голоса в кульминации и как 3-я часть возвращает нас к первоначальному состоянию (как будто о чём-то лишь помечталось, что-то пригрезилось).

Предложите ребятам самим придумать название пьесы. Наиболее удачные названия запишите на доске. В словаре современного первоклассника нет слова «грёза». Найдите среди детских названий (и, конечно, своих собственных) синонимы этого слова: мечта, воспоминание, фантазия, размышление и др.

Контрастом к «Сладкой грёзе» послужит моторная, наполненная активными ритмами пьеса немецкого композитора XVIII в. Иоганна Себастьяна Баха (1685—1750) «Волынка» из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах». И.-С. Бах изобразил на фортепиано звучание распространённого в те времена у многих народов мира инструмента — волынки, которая была непременным участником народных гуляний и сельских праздников.

Вслушайтесь с учащимися в мелодию и аккомпанемент этой пьесы. В мелодии — несложные короткие запоминающиеся мотивы танцевального характера, в сопровождении «гудят» то громко, то тихо повторяющиеся звуки. Эту пьесу И.-С. Бах адресовал юным музыкантам. Пусть ребята представят себя исполнителями и «сыграют» на воображаемой (или «немой») клавиатуре сопровождение к этому сочинению, выбранный солист может сыграть аккомпанемент в четыре руки с учителем.

Вывод, к которому должны прийти дети: звуками фортепиано можно выразить чувства человека и изобразить голоса самых разных музыкальных инструментов. Не случайно на развороте приводятся строки из стихотворения Э. Огнецвет: «В чёрно-белых клавишах рояля есть волынки, скрипки, контрабас...»






загрузка...
загрузка...
загрузка...