загрузка...

МАТЕМАТИКА

Лучшие нестандартные уроки в начальной школе - 2014 год

УРОК 9. Сказка «Волк и семеро козлят»

Повторительно-обобщающий урок-игра

Решение составных и нестандартных задач

2—3-й классы

Цели урока:

Учебные:

• Закрепить навыки устного и письменного счёта.

• Решать составные задачи.

• Решать задания на сообразительность.

Развивающие:

• Развивать математическое мышление.

• Активизировать внимание на уроке.

Воспитательные:

• Воспитывать интерес к предмету математики.

• Воспитывать чувство сопереживания.

• Воспитывать чувство взаимопомощи, поддержки на уроке, готовность к сотрудничеству.

Оборудование:

• Куклы или картинки: волк, коза и семеро козлят.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Приветствие. Проверка порядка на рабочем месте. Положительный настрой на работу.

Ждёт урок сегодня в классе:

«Волк и семеро козлят».

Думаю, что интересным

Будет он для всех ребят.

2. Постановка задач урока

Учитель:

— Дети, вы любите сказки? А верите вы в то, что герои сказок могут разговаривать, спорить и решать математические задачи? Нужна ли сказка на уроке математики? (Ответы детей и их рассуждения.)

— Сегодня на уроке у нас тоже будут присутствовать сказочные персонажи. Послушайте начало сказки.

Было у козы семеро козлят. Однажды она пошла за травой, а козлятам приказала никого не впускать и сидеть тихо-тихо. Но во время её отсутствия неожиданно появился волк. Козлята так перепугались, что не могли сопротивляться, и волк всех козлят по одному утащил к себе в нору. Но есть не стал.

Недавно в лесу медведь организовал лесную школу, и волк туда записался. Поэтому сейчас у него возник план.

Вернулась коза, а козлят нет. Она сразу догадалась, кто это сделал, и пошла к волку с требованием отдать ей всех козлят.

Волк был очень дружелюбно настроен и предложил ей такую сделку: он отдаст козе всех козлят, но на определённых условиях.

Ему дают в школе задания по математике, а он не в состоянии их решить. Каждый день коза решает по одному заданию, а волк ей отдаёт по одному козлёнку. Козе пришлось согласиться. Но она сама тоже не может справиться с такой трудной работой, она попросила нас ей помочь, чтобы выручить своих козлят. Козлят семь, и заданий тоже семь.

Выручим козлят из беды?

Итак, тема нашего урока: «Закрепление решения примеров и задач».

3. Выручаем из беды козляток

Учитель:

— Чтобы решить всё правильно, нужна тренировка. Давайте проверим свои силы.

Устный счёт (фронтальная работа):

• Увеличьте 8 в 5 раз.

• Сколько надо прибавить к 72, чтобы получить число 100?

• От произведения чисел 9 и 7 отнимите число 50.

• К частному чисел 63 и 7 прибавьте число 14.

• Вычислите корень уравнения: х - 12 = 17.

• Вычислите корень уравнения: х : 5 = 12.

• Скорость льва 75 км/ч, а кенгуру — 80 км/ч. На сколько километров в час скорость кенгуру больше скорости льва?

• Назовите число, в котором 1 единица третьего разряда, 4 единицы второго разряда и 7 единиц первого разряда.

• Как преобразовать составное именованное число 9 см 5 мм в простое именованное число?

• Найдите значение разности: 970 - 350.

Учитель:

— Вот теперь мы уверены в своих силах и можем идти на помощь.

1-й день

1. Задача. От дуба к сосне, расстояние между которыми 62 м, шёл ёж, а навстречу ему бежал заяц. Кто из них был дальше от дуба и на сколько метров, когда ёж прошёл 18 м, а Заяц 43 м?

(Дальше от дуба был заяц. Так как ёж прошёл 18 м, то и находился от дуба на расстоянии 18 м. А заяц прошёл 43 м и находился от дуба на расстоянии 19 м.)

2. Запишите два столбика примеров и вычислите их значение за 2 минуты.

3. Волк решал примеры, но не всегда у него вер но получалось. Спишите примеры, исправьте неверные ответы.

4. У четырёхугольника отрезали один угол. Сколько углов будет иметь образовавшаяся после этого фигура?

(Выполнение чертежа, объяснение.)

5. Задача. Как-то весной волк ловил окуней. Уже поймал довольно много. Тут пришёл медведь и попросил угостить его рыбой. Волк дал ему 10 окуней. Но когда медведь отошёл, волк подумал: «Теперь не знаю, сколько я всего поймал окуней. А осталось у меня 12 окуней».

Сколько всего окуней поймал волк?

Учитель:

— Мы с вами выполнили одно задание, значит, спасли одного козлёнка. Мама коза может его забрать.

2-й день

Учитель:

— Приступаем к выполнению заданий второго дня, выручаем второго козлёнка.

1. Прочитайте числа, записанные на доске. Спишите, дополнив ряд тремя числами.

5   10   15   20   ...   ...   ...

— Что интересного вы заметили? (Числа увеличиваются на 5.)

2. Верно ли высказывание: 14 х 5 меньше 75?

3. Выполните вычисления в примере на порядок действий:

100 - 3 х 7 + 18 : 3

90 - 9 х 4 + 24 : 6

4. Задача. В двух пакетах 14 кг конфет. Сколько конфет в пяти таких пакетах? Запишите решение выражением.

(Ответ: 14 : 2 х 5 = 35 (кг))

5. Что общего у ромба и квадрата и чем они различаются? (Общее — все стороны у них равны. Различие — у квадрата все углы прямые, а у ромба нет прямых углов.)

Учитель:

— Мы освободили второго козлёнка из плена. Молодцы! Ждём следующего дня.

3-й день

Учитель:

— Задания третьего дня помогут нам выручить третьего козлёнка.

1. Соедините примеры на деление с их ответами:

2. Какова масса 1 л воды?

3. Задача. В одном дупле у белки 9 орехов, а в другом — в 2 раза больше, чем в первом.

Поставьте вопрос к задаче, чтобы она была составной. (Сколько орехов у белки в двух дуплах?)

Запишите решение выражением.

(9 + 9 х 2 = 27 (орехов))

4. Дана разность чисел: 35 - 12 = 23. Как изменится разность, если уменьшаемое увеличить на 7?

5. Продолжите высказывание: если дуб выше клёна на 4 м, то клён... (ниже дуба на 4 м).

Учитель:

— Мы освободили ещё одного козлёнка. Работаем дальше.

4-й день

1. Являются ли следующие примеры «круговыми»?

(Запишите примеры в определённом порядке — как «круговые» примеры.)

2. Задача на сообразительность. Врачи рекомендуют взрослому человеку спать треть суток. Сколько часов рекомендуют врачи спать взрослому человеку?

3. Задача. Автомашина едет со скоростью 120 км/ч. Какое расстояние от дома до дачи, если машина его проезжает за 3 ч? (120 х 3 = 360 (км))

4. Найдите значение выражений:

64 : 8 : 4 : 2 + 2 x 4 x 8

56 : 7 х 0 + 600 - 350

(Ответы: 65; 250)

5. Чему равно уменьшаемое в следующем уравнении: х - 42 = 500?

(Дети решают уравнение и выполняют проверку.)

Учитель:

— Вот мы и выручили из плена четвёртого козлёнка. Все немного устали, сделаем зарядку.

4. Физзарядка

Каждый день по утрам

Делаем зарядку.

Очень нравится нам

Делать по порядку:

Весело шагать,

Руки поднимать,

Приседать и вставать,

Прыгать и скакать.

Сначала буду маленьким,

К коленочкам прижмусь.

Потом я вырасту большим,

До лампы дотянусь.

5. Выручаем из беды козляток (продолжение)

5-й день

Учитель:

— Наступает пятый день. Выполняем задания.

1. Из цифр 0, 1, 2 составьте и запишите всевозможные трёхзначные числа. В записи каждого из чисел цифры не должны повторяться.

(Ответ: 120, 210, 102, 201.)

2. Чем отличается квадрат от прямоугольника? (У квадрата все стороны равны, а у прямоугольника равны только противоположные стороны.)

3. Задача. Солнце взошло в 6 ч утра, а зашло в 8 ч вечера. Какова продолжительность дня?

(Ответ: 14 часов.)

4. Задача. Два ящика с яблоками весят 24 кг, а два ящика с виноградом весят 30 кг. На сколько килограммов один ящик винограда тяжелее одного ящика яблок?

Запишите решение в тетради по действиям и выражением.

(30 : 2 - 24 : 2 = 3 (кг))

5. Задание на сообразительность. Два мальчика играли в шахматы два часа. Сколько времени играл каждый мальчик?

(Ответ: Каждый мальчик играл два часа.)

Учитель:

— Освободили пятого козлёнка. Осталось ещё два.

6-й день

Учитель:

— Приступаем к освобождению шестого козлёнка.

1. Из числа 120 вычтите произведение чисел 5 и 6.

(Ответ: 90.)

2. Назовите число, в котором 3 сотни, 7 десятков и 2 единицы.

3. Найдите разницу наименьшего трёхзначного числа и наименьшего однозначного числа.

(100 - 1 = 99)

4. Задача. На 30 рублей купили 3 пирожка. Сколько пирожков можно купить на 70 рублей?

Запишите решение по действиям и составьте выражение.

(70 : (30 : 3) = 7 (пир.))

5. Устная задача. В многоэтажном доме между этажами по 20 ступенек. Сколько ступенек надо пройти, чтобы подняться на третий этаж?

(Чтобы подняться на третий этаж, надо пройти 40 ступенек.)

7-й день

Учитель:

— Наступает последний, решающий день,

1. К произведению чисел 14 и 4 прибавьте 15.

2. Частное чисел 21 и 3 увеличьте в 10 раз.

3. Произведение чисел 6 и 6 уменьшите в 4 раза.

4. Задача. За 10 минут я вымыл 40 тарелок. Мама попросила меня поработать ещё 5 минут. Сколько всего тарелок я вымою за всё это время?

(40 : 10 х 5 + 40 = 60 (тар.))

— Можно ли по-другому решить эту задачу? (Можно. Если на работу затратил времени в 2 раза меньше, то и тарелок вымыл в 2 раза меньше — 40 : 2 = 20 (тар.). Всего 60 тарелок.)

5. Если у числа 900 убрать один ноль, то во сколько раз уменьшится число?

Учитель:

— Мы с вами помогли освободить всех козлят из неволи. Я думаю, что мама коза очень довольна. А глупые маленькие козлята впредь будут более бдительными.

6. Подведение итогов урока

Учитель:

— Что вам понравилось на уроке?

— Что мы закрепляли на уроке?

— Как вы оцениваете свою работу на уроке?

— Если бы вы рисовали своё лицо, каким бы вы нарисовали его: грустным, весёлым, спокойным, довольным или разочарованным?

7. Домашнее задание

Составьте семь «круговых» примеров для козлят.





загрузка...
загрузка...