загрузка...

МАТЕМАТИКА

Лучшие нестандартные уроки в начальной школе - 2014 год

УРОК 5. Весеннее пробуждение природы

Урок-путешествие в мартовский лес

Повторительно-обобщающий урок

Взаимосвязь сложения и умножения

2-й класс

Цели урока:

Учебные:

• Повторить сложение и умножение, их взаимосвязь.

• Закрепить навыки моделирования и решения задач.

• Использовать буквенную символику.

• Совершенствовать навыки устного счёта.

Развивающие:

• Развивать внимание на уроке.

• Развивать математическое мышление.

• Развивать математическую речь учащихся.

Воспитательные:

• Пробуждать интерес к предмету.

• Воспитывать трудолюбие, усидчивость и аккуратность.

Оборудование:

• На парте: контрольные листы с пятью заданиями; карточки с заданиями разной степени сложности.

• У учителя: два гномика (куклы или картинки), таблицы, карточки, цветы.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Приветствие. Проверка порядка на рабочем месте. Положительный настрой на работу.

Давайте, ребята,

Учиться считать:

Делить, умножать,

Прибавлять, вычитать.

Запомните все,

Что без точного счёта

Не сдвинется с места

Любая работа!

2. Сообщение цели урока и напутствие

Учитель:

— Сегодня на уроке математики нас ждёт большая работа. Мы постараемся вспоминать всё, что знаем о сложении и умножении. Будем пробовать решать возникшие в ходе урока проблемы и задачи, иногда с помощью товарищей по парте.

Нам предстоит выполнить большой объём работы, поэтому надо быть предельно внимательными. Готовы к работе в тетради, на контрольных листах и сигнальных карточках? Удачи вам!

3. Немного истории

Учитель:

— «Март — не весна, а предвесенье», — гласит народная пословица.

Своё название МАРТ получил от древних римлян в честь бога войны Марса, который изначально считался защитником людей мирного труда.

В Средневековой Руси в это время встречали Новый год. С тех давних пор весну называют утром года. Праздником! Вот и у нас сегодня не просто урок, а урок-праздник.

Первые цветы — подснежники, первые листочки и травинки, первые проталины и первые лужицы... Надо только присмотреться вокруг, обнаружить прелесть природы и попробовать связать её с математическими закономерностями.

А как в Ростове называют первые весенние цветы? (Лазорики.)

Вот и отправимся мы в воображаемое путешествие в лес полюбоваться первыми весенними цветами.

4. Устный счёт на весенней опушке леса

Учитель:

— Захлестнул нас март своими ароматами, и решили мы остановиться на весенней опушке леса и немного поразмяться. Присели на пенёчке, а из-под него вылез маленький гномик в красном колпачке. Удивился он нашему приходу в лес и решил нас поэкзаменовать немного.

Гномик:

— Сколько лап у зайца?

— А сколько лап у двух зайцев?

— Сколько крыльев у девяти птиц?

— Сколько лошадей в трёх тройках?

— Сколько колёс у двух трёхколёсных велосипедов?

— Сколько лап у трёх медвежат?

— Нас три брата хозяйничают в лесу. Сколько наших ног топают по лесным дорожкам?

5. Работа в тетради

Учитель:

— Гномик давал нам нетрудные задания, но мыто можем и потруднее решать. Запишите в тетрадь следующие математические выражения и вычислите их значения.

• Сумму чисел 10 и 6 разделите на 4.

• Разность чисел 36 и 30 умножьте на 3.

• Число 4 умножьте на разность чисел 22 и 19.

• Разность чисел 26 и 20 увеличьте в 4 раза.

(Проверка: ученик читает ответы, учитель пишет на доске.)

— Второй столбик составим, записав числовые выражения, соответствующие предложенным схемам.

• Отрезок АВ равен 70 см, отрезок АС равен 48 см. Определите длину отрезка СВ.

• Отрезок АС равен 23 см, отрезок СВ равен 13 см. Определите длину отрезка АВ

• Отрезок АВ равен 63 см, отрезок АС равен 20 см, отрезок СД равен 3 см. Определите длину отрезка ДВ.

• Отрезок АВ равен 48 см, отрезок АС равен 9 см, отрезок СД равен 9 см. Определите длину отрезка ДВ.

— Наш гномик, принимая активное участие в нашем уроке, написал ряд чисел, но где-то нарушил закономерность в построении ряда. Попробуйте исправить эту ошибку и продолжить ряд чисел, дописав два числа. Запишите исправленный ряд в тетрадь.

1-й вариант: 2  5  8  12  14  17 ... ...

2-й вариант: 90  87  84  80  78 ... ...

Учитель:

— Не удалось Гномику нас запутать. Идём дальше. Вот тропинка свернула — и мы оказались на мартовской проталине. Так и хочется здесь попрыгать, побегать, поиграть. Давайте проведём маленькую физминутку.

6. Физминутка

Разноцветный попугай

Утром на заре проснулся,

Вправо, влево потянулся.

Зарядку утром начинает,

Бодро головой качает.

Он может крыльями махать,

Он может лапками стучать,

Может даже полетать,

Затем всё повторит опять.

7. Загадки мартовской проталины

Учитель:

— На лесной проталине гномик начертил следующие суммы. Проверьте, правильно ли поставлен знак «больше» между ними:

— Какое свойство сложения мы использовали для удобного счёта? (Группировку слагаемых: 1 + 9 = 10; 2 + 8 = 10; 3 + 7 = 10...)

— А Гномик продолжает нас удивлять. Он принёс телеграмму от лесных жителей: «Мы, жители лесного царства, нашли непонятный листок с числами. Нам очень интересно в нём разобраться».

Очевидно, это примеры, и кто-то уже их решал, но этот листок был умыт весенней водой и некоторые числа в нём стёрлись. Давайте попробуем восстановить их.

(Работа выполняется на контрольных листах по вариантам и на доске.)

1-й вариант:

2-й вариант

12 + 27 = 3...

14 + 57 = ...1

...9 - 24 = 25

1... + 12 = 30

: 3 = 7

... : 8 = 5

6 х 8 = ...

7 x 9 = ...

(Проверка.)

Учитель:

— Ну, по-моему, вы справились с этим заданием тоже.

— А теперь задание посложнее. Даны суммы. Присмотритесь к ним внимательно и запишите их в тетрадь в порядке возрастания. Подумайте, можно ли, не подсчитывая, определить наименьшую сумму?

— Сделайте вывод. (Если в нескольких суммах есть одинаковые слагаемые, то меньше та сумма, у которой второе слагаемое меньше.)

— Назовите самую маленькую сумму.

— Назовите самую большую сумму.

— На сколько единиц самая большая сумма больше самой маленькой?

8. Лес пахнет дубом и сосной

Учитель:

— Тропинка привела нас в чащу просыпающегося леса. Много в лесу весенних запахов: оживает природа, нагревается и преет земля, сосны разносят свой аромат по округе.

Некоторые лесные красавцы деревья украшают и улицы наших городов.

• Вот Гномик и задал нам интересный вопрос: какое дерево считается «пылесосом» в городе?

Деревья зашифрованы: берёза — 23, сосна — 17, тополь — 28.

Решите правильно пример и узнаете ответ на вопрос Гномика.

5 x 8 – 3 x 4 =

— Верно, «пылесосом» в городе считается тополь.

• А вот и первые набухшие почки на ветках деревьев. Давайте посчитаем их.

2 + 2 + 2 + 2 + 24 - 2 = 12

— Подумайте, как можно упростить это выражение, заменить его?

(2 х 6 = 12)

Гномик:

— Почему это оказалось возможно сделать? (Потому что сумму одинаковых слагаемых можно заменить умножением.)

— Тогда замените мне следующую сумму произведением:

4 + 7 + 9 + 3

(Дети отвечают, что этого сделать нельзя.)

— Почему нельзя? (Потому что заменить умножением можно только сумму одинаковых слагаемых.)

• А можно ли такую сумму заменить другим выражением?

3 + 3 + 7 + 3 + 7 + 3

— Что мы здесь обнаружили? (Две группы одинаковых слагаемых.)

— Как же мы их заменим?

(Суммой двух произведений: 3 х 4 + 7 х 2.)

• Проанализируйте выражения и подтвердите верность решения:

9. Самостоятельная работа

Учитель:

— Выполните задание по вариантам.

1-й вариант

2-й вариант

10. Почки-«буквы»

Учитель:

— Набухшие почки на деревьях напоминают маленькие буквы в стране больших чисел. Как вы думаете, а уютно ли буквам среди чисел?

— Что такое цифра? (Знак для обозначения числа.)

— А что в математических выражениях обозначают буквы?

— Гномик подготовил нам следующие задания:

Задание 1. Проанализируйте эти выражения и вычислите значения буквенных символов:

а + а + а = 18

к + к + к + к + к = 25

Задание 2. Можно ли складывать только одни буквы?

в + в + в + в =

с + с + с + с + с + с + с =

(Можно: 4в, 7с.)

— А можно ли в этом случае определить, какое конкретное число обозначено буквой? (Нет.)

Учитель:

— Можно сделать вывод, что числа и буквы хорошо уживаются вместе. И сейчас мы попробуем доказать это на контрольных листах.

Задание 3. Вставьте пропущенные знаки сравнения и равенства в следующие выражения.

11. Подведение итогов урока

Учитель:

— Наше путешествие на мартовскую полянку окончено. Можно возвращаться в свой класс.

— Дайте оценку своей работе.

— Чем мы занимались на уроке?

— Что вам особенно понравилось?

12. Домашнее задание

Подготовьте на карточках два столбика примеров для лесного Гномика.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

1. Наша полянка, на которой мы остановились, имеет форму прямоугольника. Но мы не можем измерить её длину и ширину. Давайте введём буквенные обозначения: длина — а метров, ширина — в метров.

Вычислите периметр прямоугольника тремя способами:

2. Сравните выражения:

3. Игра «Верно ли, что?..»

Учитель:

— Верно ли, что...

• ...частное чисел 5 и 1 равно произведению этих чисел?

• ...произведение чисел 12 и 2 равно сумме чисел 12 + 12?

• ...если произведение двух чисел разделить на одно из них, то получим другое число?

• ...любой пример на сложение можно заменить произведением?

Учитель:

— А теперь будьте внимательны!

4. Достаточно ли данных в задаче, чтобы ответить на вопрос?

Из 27 ромашек сделали 3 букета. Сколько цветов было в каждом букете?

(Здесь нет слова «одинаковых». Поэтому можно как угодно разделить.)





загрузка...
загрузка...