загрузка...

МАТЕМАТИКА

Лучшие нестандартные уроки в начальной школе - 2014 год

УРОК 11. Знакомьтесь: Африка

Повторительно-обобщающий урок-путешествие

Решение задач, примеров, уравнений

4-й класс

Цели урока:

Образовательные:

• Закрепить навыки вычисления примеров.

• Закрепить навыки решения стандартных задач.

• Закрепить навыки решения уравнений.

Развивающие:

• Развивать умение концентрировать своё внимание.

• Развивать воображение.

• Активизировать внимание при вычислениях.

Воспитательные:

• Воспитывать умение видеть красоту окружающего мира.

• Воспитывать чувство взаимопомощи.

• Дать понятие о единстве мира и окружающей природы.

Оборудование:

• Маска (настоящая или нарисованная).

• Пейзажи Африки (картины или слайды).

• Карта путешествий по Африке.

• Интерактивная доска.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Приветствие. Проверка порядка на рабочем месте. Положительный настрой на работу.

Прозвенел давно звонок,

Начинается урок.

Беритесь, ребята,

Скорей за работу!

Учитесь считать,

Не сбиваясь со счёта!

2. Постановка задач урока

Учитель:

— На стене комнаты висела огромная старинная маска, привезённая давно из Африки: большая голова с кудрявыми чёрными волосами, с коричневым лицом, с приплюснутым носом и приоткрытым ртом. Но самыми интересными были глаза, большие и выразительные, они могли подмигивать и хитро прищуриваться. Такое бывает только у волшебной маски. Она и на самом деле была волшебная: один день в году она могла совершать чудеса, если её попросить.

— Что бы такое попросить у маски? — спросил Дима у своей сестры Яны.

— Мы никогда не были в Африке, давай попросим совершить путешествие в Африку, там ведь родина нашей маски — ей тоже будет приятно побывать там, — сказала Яна.

— А может, мы возьмём с собой в путешествие весь наш класс? — сказал Дима.

— Договорились, я думаю, ребята не откажутся, — ответила Яна. — А маска согласна?

Маска, прищурив хитрые глаза, чуть заметно улыбнулась в знак согласия.

Учитель:

— Вы догадались, куда мы сегодня отправимся в путешествие? Конечно, в жаркую Африку, второй по величине континент земного шара. Маска будет нас сопровождать и даже экзаменовать. Мы будем решать примеры и задачи, и тогда математические решения помогут нам увидеть некоторые достопримечательности этого огромного континента.

Первый экзамен, предложенный маской, — устный счёт.

3. Первый экзамен — устный счёт

(Дети записывают в тетради только одни ответы.)

1. Первый множитель 18, второй в 2 раза меньше. Чему равно произведение этих чисел? (162)

2. Из числа 80 вычтите произведение чисел 17 и 2. (46)

3. Произведение чисел 16 и 5 увеличьте на 20. (100)

4. Частное чисел 90 и 2 уменьшите в 5 раз. (9)

5. Найдите 3/7 от числа 630. (270)

6. Число 7300 уменьшите в 100 раз. (73)

7. Сумма двух чисел равна 490. Одно число больше другого на 20. Чему равны эти числа? (235 и 255)

8. Число 7000 разделите на 500. (14)

9. Чему равна площадь прямоугольного треугольника с катетами 18 см и 5 см? (45 см2)

10. Примените особый приём вычисления:

13 х 34 + 66 х 13 (1300)

(Провести выборочную проверку результатов.)

4. Средство передвижения — сапоги-скороходы

Учитель:

— Дети, мы отправляемся в дальнее путешествие. Каким транспортом воспользуемся? Может быть, сапогами-скороходами? Всё-таки расстояния очень большие и обычные средства передвижения здесь не всегда подходят. Надо добыть сапоги-скороходы, но как? И тут на помощь приходит волшебная маска, которая предложила решить следующие примеры на порядок действий:

Учитель:

— Примеры решены. Сапоги-скороходы поданы. Надеваем сапоги-скороходы и отправляемся в путь. Перелетев Средиземное море (показать на карте), мы оказываемся в Северной Африке.

5. В пустыне Сахара

Учитель:

— Перед нами величайшая в мире пустыня Сахара — очень жаркое место на земле и огромные горы песка. Пустыня неохотно пропускает людей, но если решить задания, то мы можем ступить на её просторы. В следующих заданиях песчинки засыпали один из компонентов равенства. Попробуйте вычислить неизвестный компонент.

(Показать пейзаж на интерактивной доске.)

6. Величайшая река мира — Нил

Учитель:

— Примеры решены, но долго находиться в жаркой пустыне не очень приятно. Но что это? Вдали блестит широкая река, самая длинная в мире. Вы догадались, какая это река?

— Да, это полноводный Нил, длина которого равна 6671 км. Попробуем сравнить длины некоторых рек. Это ведь интересно!

Задача. Крупнейшая в Европе река Волга имеет длину 3530 км, река Енисей в Сибири — 3487 км, река Лена — 4400 км, Обь — 3650 км, Дон — 1870 км, река Нил — 6671 км.

— Определите, на сколько километров река Нил длиннее реки Волги? (Ответ: На 3141 км.)

— На сколько километров река Енисей короче реки Нил? (Ответ: На 3184 км.)

— На сколько километров река Обь длиннее реки Дон? (Ответ: На 1780 км.)

— На сколько километров река Лена длиннее Оби? (Ответ: На 750 км.)

(Дети выполняют решение в тетради: первое и второе задания — первый вариант, а второе и третье задания — второй вариант.

Проверка решения (по усмотрению учителя).

(Демонстрация на интерактивной доске пейзажей Нила.)

7. Одно из семи чудес света — египетские пирамиды

Учитель:

Побывав в Северной Африке, нельзя не посетить Великие пирамиды — одно из семи древних чудес света, сохранившееся до наших дней. Но пирамиды тоже зашифрованы. Решите задания, чтобы взглянуть на это великое чудо прошлого.

Задача. Три пирамиды за год посетили 2528 экскурсантов. В первой и второй вместе побывало 1802 человека, а во второй и третьей вместе — 1580 человек. Сколько экскурсантов побывало в каждой пирамиде в отдельности?

(Ответ: В первой пирамиде — 948 человек, во второй — 854 человека, в третьей — 726 человек.)

Учитель:

— Вот и мы с вами полюбуемся величием этих древних загадочных сооружений.

(Фрагмент на интерактивной доске — пирамиды Египта.)

Учитель:

— После путешествия по Северной Африке нужно немного отдохнуть.

8. Физминутка

Мы в Египте побывали,

Очень много повидали.

Как хорошие ребятки,

Утром делали зарядку.

На носочках потянулись,

Разом дружно повернулись,

Раз, два — три хлопка,

Три, четыре — три кивка,

Пять, шесть — прямо сесть.

9. Озеро Танганьика

Учитель:

— Следующее увлекательное путешествие на очень глубокое озеро Танганьика, занимающее второе место по глубине (1435 м) после нашего озера Байкал.

Задача. Глубина озера Танганьика 1435 м, а максимальная глубина озера Байкал 1620 м. Вычислите, на сколько метров озеро Байкал в России глубже озера Танганьика в Африке?

(Ответ: Озеро Байкал глубже на 185 м.)

(Проверка выполненного решения.)

10. Водопад Виктория

Учитель:

— Сапоги-скороходы помогают нам быстро "переместиться на прекрасный водопад Виктория на реке Замбези в Южной Африке. Это один из крупнейших в мире водопадов, высота его 120 м. Своей красотой он привлекает внимание множества туристов. Вот и мы туда направляемся.

Но чтобы полюбоваться его красотой, тоже надо поработать.

Задача. В первый день у водопада побывало пять групп туристов, а во второй — шесть таких же групп, всего за два дня у водопада побывало 220 человек. Сколько туристов побывало у водопада вместе с нами в первый день?

— К какому типу задач относится данная задача? (Приведение к единице по двум суммам.)

— Можно ли составить математическое выражение к решению этой задачи? (Можно: 220 : (5 + 6) х 5 = 100 (человек))

— Посчитайте устно, сколько человек побывало у водопада во второй день? (120 человек)

(Демонстрация иллюстрации водопада.)

11. В тропических лесах

Учитель:

— Восхитительны тропические экваториальные леса, громадные, массивные, величественные, с огромным разнообразием растительного и животного мира. Кажется, что здесь жизнь находится в первозданном виде и не претерпела никаких изменений. Страшно, но очень интересно ступить ногой в эти непроходимые чащи и заросли, в которых обитают экзотические животные. А вот и прелестные нарядные колибри!

Задача 1. С двух противоположных (запад — восток) концов лесного массива одновременно навстречу ДРУГ ДРУГУ вылетели две колибри и встретились через 2 ч. Одна птица летела со скоростью 55 км/ч, а вторая — 65 км/ч. Какое расстояние занимает лесной массив от запада до востока?

— К какому типу задач относится данная задача? (Встречное движение.)

— Назовите формулу нахождения расстояния при встречном движении.

— Какие способы можно использовать при решении этой задачи? (Решение по действиям; решение по формуле.)

(Ответ: 240 км)

Задача 2. Два африканских слона, услышав странные звуки приближающейся опасности, пустились из одного места в противоположные стороны и через 2 ч оказались на расстоянии 42 км друг от друга. Первый слон бежал со скоростью 9 км/ч. С какой скоростью бежал второй слон?

— К какому типу задач относится эта задача? (Противоположное движение.)

— Назовите формулу нахождения скорости при противоположном движении.

— Назовите возможные способы решения данной задачи.

(Решение по действиям; решение по формуле; решение уравнением.)

— Решите задачу удобным для вас способом.

(Ответ: Скорость второго слона равна 12 км/ч.)

12. На острове Мадагаскар

Учитель:

— На обратном пути мы решили заглянуть на огромный остров Мадагаскар, на котором расположено государство Мадагаскар. Огромные поля засажены рисом, кукурузой, бананами, кофе и другими культурными растениями. Мы увидели огороды.

Задача. Длина участка прямоугольной формы 72 м, ширина в 2 раза меньше. 3/4 всей площади занимают бананы, а остальная площадь под огородами.

Сколько квадратных метров занято под огороды?

(Ответ: Площадь огородов равна 648 м2.)

Учитель:

— Наше путешествие по Африке подходит к концу. Волшебная маска незримо присутствовала с нами, направляя нас на тот или иной объект. Дима и Яна сказали, что привезли её из Нигерии. Наверное, маске будет приятно, если мы посетим и её родину.

13. В Нигерии

Учитель:

— Нигерия — государство на западе Африки, на берегу Гвинейского залива. По территории Нигерии протекает величественная река Конго. Давайте поплещемся в водах Атлантического океана, в Гвинейском заливе, а потом закупим фруктов в обратный путь.

Задача. Отправляясь в обратный путь, мы купили два ящика бананов. Один ящик стоил 30 рублей, а второй — 18 рублей. Во втором ящике бананов было на 6 кг меньше, чем в первом.

Сколько килограммов бананов было в каждом ящике в отдельности?

(Ответ: В первом ящике было 15 кг бананов, во втором — 9 кг бананов.)

— К какому типу задач относится данная задача? (Приведение к единице по двум разностям.)

14. Возвращение домой

Учитель:

— Мы купили южных фруктов: бананов, апельсинов, манго, ананасов, и сапоги-скороходы понесли нас в наш класс с багажом фруктов и, конечно, знаний.

А маска оказалась на своём привычном месте — на стене комнаты Димы и Яны.

15. Подведение итогов урока

Учитель:

— Что вам понравилось в уроке?

— Чем вам он запомнится?

— Что нового вы узнали?

— Какие задачи были самыми интересными?

16. Домашнее задание

Составьте для африканской маски четыре верных равенства с пропущенными компонентами. Пусть она приготовит ваши самые интересные задания для следующих путешественников.





загрузка...
загрузка...