В уникальном магазине «Математикус»

Математика - Лучшие нестандартные уроки в начальной школе - 2014 год

В уникальном магазине «Математикус»

Повторительно-обобщающий урок-игра

Решение задач разных типов. Действия с многозначными числами

4-й класс

Цели урока:

Образовательные:

• Закрепить действия с многозначными числами.

• Закрепить решение задач разных типов.

• Упражнять в устном счёте с применением особых случаев вычисления.

Развивающие:

• Развивать самостоятельность в решении примеров и задач.

• Активизировать познавательную деятельность на уроке.

• Развивать фантазию и воображение.

Воспитательные:

• Воспитывать любовь к предмету математики.

• Воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.

Оборудование:

• Вывеска магазина “Математикус”.

• Кукла или портрет — Математикус, директор магазина.

• Конверты с заданиями.

• Фигурки киндер-сюрпризов и другие призы (на усмотрение педагога).

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Приветствие. Проверка порядка на рабочем месте. Положительный настрой на работу.

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Беритесь, ребята,

Скорей за работу!

Давайте считать,

Не сбиваясь со счёту.

Постарайтесь всё понять

И всё правильно решать.

2. Сообщение цели урока

Учитель:

— Сегодня у нас будет необычный урок.

Вы знаете, в нашем городе открылся уникальный магазин “Математикус”, в котором есть много разнообразных товаров. Но приобрести их можно, только выполнив определённые задания, что даёт право иметь чек на покупку. При покупке товара вам вручают конверт с заданиями, решив их, вы получаете сюрприз от магазина.

Хотите побывать в таком магазине?

Всем желающим директор этого магазина господин Математикус высылает несколько вопросов для проверки знаний. Вот они.

3. Подготовительный этап: устный счёт

1. Решите пример, применив удобный способ:

50 х 27 х 2.

2. Решите пример, применив удобный способ:

29 х 2 х 5 х 10.

3. Найдите 7/11 от числа 110.

4. К числу 294 прибавьте число 99.

5. Вычислите делимое, если известно, что делитель 13, частное 4, а остаток 3.

6. Найдите частное чисел 2700 и 100.

7. Найдите значение суммы двух произведений: 17 х 76 + 24 х 17.

8. Чему равен корень уравнения 32х - 2х = 150?

9. Чему равен периметр прямоугольника, у которого длина 18 см, а ширина в 2 раза меньше длины?

10. Известно, что 1/5 числа равна 420. Чему равно всё число?

(Ответы к устному счёту: 2700; 2900; 70; 393; 55; 27; 1700; 5; 54 см; 2100.)

4. Поездка в магазин “Математикус”

Учитель:

— Магазин расположен на окраине города и добираться до него будем на автобусе. На автобус надо приобрести билет. Билеты получат только те, кто даст правильный ответ на задачу.

Задача. Автобус будет ехать 2 мин со скоростью 30 км/ч и 10 мин со скоростью 42 км/ч. Каково расстояние от нашей школы до магазина “Математикус”? (Ответ: 8 км.)

Учитель:

— Сверяем ответы и выясняем, кто едет в магазин. Итак, садимся в автобус.

Задача. По пути следования автобуса на остановках в него вошли 15 человек, а вышли 12 человек. Сколько человек было в автобусе первоначально, если подъехали к магазину 29 человек? (Ответ: Первоначально в автобусе было 26 человек.)

Учитель:

— Итак, мы подъехали к необыкновенному магазину. Чтобы войти в него, надо решить примеры.

(Самостоятельное решение и проверка.)

(Ответы К примерам: 630; 560; 400; 470.)

Учитель:

— В магазине самые разнообразные интересные товары. И мы приступаем к их приобретению.

Задача. Витя, Серёжа и Юра купили по глобусу, цена которого 724 рубля. Сколько сдачи они получат с 3000 рублей?

(Запись задачи выражением и последующее решение по действиям.)

(Ответ: Дети получат сдачи 828 руб.)

Учитель:

— За верный ответ они получили конверт с заданием.

Задание. Вычислите удобным способом следующие примеры — и получите сюрприз.

(Ответы к примерам: 4750; 1800; 9600; 720.)

Математикус:

— За верное решение вам выдаются к покупке глобусов чудесные книги “Путешествие за три моря” А. Никитина.

Учитель:

— Следующие покупки сделали Денис и Андрей.

Задача. Денис купил три чертёжных набора, по 348 рублей каждый, а Андрей два чертёжных набора, по 452 рубля каждый. Кто из них заплатил больше и на сколько больше?

(Решение задачи по действиям и выражением.)

(348 х 3 - 452 х 2 = 140 (руб.))

Учитель:

— За верное решение мальчики получают конверт с заданиями.

Вычислите корень сложных уравнений:

34 ∙ х - 12 = 260

х : 3 - 18 = 12

х ∙ 5 + 80 = 690

(8; 90; 122)

Математикус:

— При верном решении уравнений вы получаете свою покупку и сюрприз: фигурки из киндер-сюрпризов.

Учитель:

— Наташа, Света и Марина купили прекрасные книги по домоводству.

Задача. Подруги Наташа, Света и Марина купили на 1715 рублей три прекрасные книги по домоводству. Сколько денег отдала Марина за свою книгу, если Наташа заплатила 424 рубля, а Света — 563 рубля?

(1715 - (424 + 563) = 728 (руб.))

Учитель:

— Девочки получают конверт с заданиями.

Найдите 5/8 от числа 896.

Найдите 3/4 от числа 936.

Найдите 2/5 от числа 5625.

(560; 702; 2250)

Математикус:

— Девочки получают сюрприз — игрушки из киндер-сюрпризов.

Учитель:

— Немного поработали — можно и отдохнуть.

5. Физминутка

Мы, листики осенние,

На веточках сидели.

Нас коснулся ветерок,

И мы все полетели.

Полетели выше-выше,

Опустились мы на крышу.

Там чуть-чуть потанцевали

И на землю убежали.

6. Новые задания Математикуса и призы

Учитель:

— Милана и Катя купили коллекции марок.

Задача. Милана и Катя купили альбомы с коллекциями марок в количестве 750 штук. Милана купила три больших альбома, в каждом по 150 марок, а Катя — несколько маленьких альбомов, в каждом по 50 марок. Сколько маленьких альбомов с марками купила Катя?

((750 - 150 х 3) : 50 = 6 (альбомов))

Учитель:

— За верное решение девочкам вручили конверт с заданиями. Мы, конечно, все поможем им решить.

Задача. В магазин “Математикус” поступило 960 учебников по математике. 1/4 из них были учебники для второго класса, 1/3 от всего количества были учебники для третьего класса, а остальное — для четвёртого класса.

Сколько учебников для четвёртого класса получил магазин “Математикус”?

(960 — (960: 4 + 960 : 3) = 400 (учебников))

Математикус:

— За верное решение девочки награждаются фигурками из киндер-сюрпризов.

Учитель:

— Все остальные получают поощрительные призы — плюшевых медвежат — за выполнение последнего задания.

Запишите математические выражения и вычислите их значения:

1. Разность чисел 20000 и 12996 разделите на число 103.

2. Из числа 4101 вычтите частное чисел 999666 и 333.

3. Число 19266 разделите на сумму чисел 205 и 302.

(Ответы:

1. (20 000 — 12 996) : 103 = 68

2. 4101 - 999666 : 333 = 1099

3. 19266 : (205 + 302) = 38)

Математикус:

— Все ученики хорошо справились с работой. Каждый выбрал покупки и получил приз. Приглашаем вас почаще приходить в наш уникальный магазин.

Учитель:

— Мы садимся в автобус и возвращаемся в нашу школу с багажом математических знаний и материальными поощрениями.

7. Подведение итогов урока

Учитель:

— Что вам понравилось в уроке?

— Появилось ли желание ещё съездить в этот оригинальный магазин “Математикус”? Надеюсь, в следующий раз, приобретя товары, мы получим ещё больше интересных призов.

8. Домашнее задание

Составьте и вложите в конверт четыре интересных математических задания для магазина “Математикус”.