загрузка...

МАТЕМАТИКА

Лучшие нестандартные уроки в начальной школе - 2014 год

УРОК 1. Цирк! Цирк! Цирк!

Урок-игра

Решение примеров и задач. Счёт в пределах 20

1-й класс

Цели урока:

Учебные:

• Закрепить счёт в пределах 20.

• Выявить объём и качество знаний, умений и навыков учащихся.

• Помочь детям справляться с проблемами, возникшими на уроке.

Развивающие:

• Развивать внимание на уроке математики.

• Развивать навыки устного счёта и письменных вычислений.

• Развивать математическую речь учащихся.

Воспитательные:

• Воспитывать интерес к предмету.

• Воспитывать культуру труда на уроке.

• Воспитывать готовность к сотрудничеству на уроке.

Оборудование:

• Интерактивная доска.

• Картинки: цирковые артисты.

• Куклы: Петрушка, Буратино, Волк.

• Вырезанные из картона яблоки с примерами на обратной стороне.

• Карточки с примерами.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Приветствие. Проверка порядка на рабочем месте. Положительный настрой на работу.

Все на месте, всё в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки.

Каждый хочет получать

На уроке только «пять»!

2. Постановка задач урока

Учитель:

— На уроке чтения мы с вами изучили звук и букву «Ц».

— Из какого слова мы выделяли этот звук? (Из слова ЦИРК.)

— Кто был в цирке?

— Кто любит цирк?

— За что вы любите цирк?

(Ответы детей: За то, что там всё необычно: вместе с людьми выступают животные. Артисты показывают разные фокусы, шутят и веселят зрителей...)

— На уроке чтения мы составляли предложение: «Ребята пошли в цирк». А вы хотите пойти в цирк?

— Сейчас в цирке показывают интересную математическую программу. Артисты цирка — животные — повесили у входа в цирк красочное объявление:

В цирк пройдёт тот, кто решит математический диктант и наберёт нужное количество пропускных баллов!

Учитель:

— Наверное, нам придётся в цирке демонстрировать свои знания по математике.

Давайте выполним сейчас устные вычисления и наберём нужное количество баллов, тогда перед нами двери цирка откроются.

(В тетради дети записывают ответы к соответствующим заданиям.)

3. Устный счёт

Учитель:

— Сколько надо прибавить к числу 4, чтобы получить число 11?

— Какие два одинаковых слагаемых надо сложить, чтобы получить число 14?

— Напишите число, состоящее из 1 десятка и 9 единиц.

— К числу 8 прибавьте сумму чисел 6 и 2. Сколько получится?

— Я задумала число, отняла от него 7 и получила 11. Какое число я задумала?

— От числа 20 отнимите сумму чисел 7 и 8. Сколько получится?

— Число 12 разложите на такие два слагаемых, из которых одно больше другого на 2. Какие это числа?

— У меня в двух карманах поровну ирисок. Я переложила из одного кармана в другой 2 ириски. На сколько больше ирисок стало в одном кармане, чем в другом?

(В конце устного счёта появляются верные ответы на экране интерактивной доски или на обычной доске. За каждый верный ответ дети насчитывают себе по 2 балла.)

Учитель:

— Проходные баллы 10-14. Кто набрал нужное количество баллов?

(Ответы детей.)

— Молодцы, ребята, работали дружно, показали свои знания. Теперь мы можем отправиться в цирк. У нас для этого есть волшебная указка. Я сейчас прикоснусь этой указкой к слову ЦИРК, и мы сразу окажемся в цирке. Готовы? Тогда в путь!

(Учитель прикасается указкой к слову ЦИРК.)

4. Математика в цирке

Учитель:

— Вот мы с вами и в цирке. Здесь всё сияет, сверкает, всюду довольные, улыбающиеся лица друзей и незнакомых людей. Всюду шум, веселье. Заполняются зрительские места вокруг арены. Погас свет, ярким круглым пятном выделяется только арена цирка. Заиграла весёлая музыка.

Все с нетерпением ждут чуда, которое всегда бывает здесь.

Вот на арену выходит ковёрный. Он приветствует зрителей, желает хорошего времяпрепровождения.

В одной руке у него клетка с обезьяной, а в другой — красивый большой платок. Он накрыл клетку платком, и клетка вдруг исчезла, а на арене оказались несколько обезьян. Обезьяны прыгали, крутились, повизгивали, заигрывали с детьми первого ряда.

Ковёрный объявил, что эти обезьяны — математики, которые хотят с вами немного поработать. Они сами умеют считать, хотят и вам предложить, немного заданий. Согласны?

(Задания обезьянок.)

— Решите примеры по карточкам.

(Дети пишут примеры в тетрадь. Можно, с целью экономии времени, предложить готовые карточки, в которые дети вписывают только ответы.)

Проверка:

— Прочтите примеры, в которых ответы являются круглыми числами. (17 - 7, 18 + 2, 16 - 6, 11 + 9)

— Прочтите примеры, в которых ответ меньше 13 на 1. (14 - 2)

— Прочтите примеры, в которых ответ состоит из 1 десятка и 3 единиц. (6 + 7, 20 - 7, 9 + 4)

Учитель:

— Ковёрный в благодарность за работу дал 5 обезьянам по 2 банана каждой. Сколько всего бананов получили обезьяны?

(Ответы детей.)

Учитель:

— Сколько всего было бананов у ковёрного, если после того, как он дал обезьянам, у него осталось ещё 4 банана?

(Ответы детей.)

— Обезьянки каждому ребёнку дарят яблоко, на обратной стороне которого написаны примеры только на вычитание. (Учитель из корзинки достаёт вырезанные «яблоки» и раздаёт нескольким детям. Примеры на карточках: 15 - 8, 17 - 14, 14 - 9, 20 - 15, 19 - 12, 14 - 11.)

(Выборочная проверка.)

Учитель:

— Прочтите примеры, ответы которых равны 7.

— Прочтите примеры, ответы которых равны 3.

— Прочтите примеры, ответы которых равны 5.

Учитель:

— Едва закончили выступление обезьяны, как появился клоун Петрушка со своими фокусами, шутками, играми. Сначала он смешил ребят, а потом предложил ответить на его вопросы:

Петрушка:

— Я тоже хочу проверить, насколько вы сообразительные, и предлагаю вам некоторые вопросы:

• Летели 2 утки, 2 гуся и 3 лебедя. Сколько всего уток летело? (Уток было всего 2, а остальные были другие птицы.)

• Я задумал число, отнял от него два раза по 5 и у меня осталось 10. Какое число я задумал? (Задумал число 20.)

• Если я своему другу Буратино отдам 4 книги, Незнайке 1 книгу, то у меня останется ещё 14 книг. Сколько всего книг у меня? (У Петрушки 19 книг.)

(Появляется Буратино.)

Буратино:

— Давай, давай мне книги, я книги люблю. Я даже читать научился! А вот в цирке ни разу не был. А ты говоришь, что друг, а сам забыл про меня!

Петрушка:

— Прости, пожалуйста, меня! Хорошо, что ты пришёл.

Буратино:

— Я могу задать ребятам такой вопрос, что они никогда не отгадают.

• После дня рождения у меня стало столько игрушек, что трудно посчитать. Ну-ка, попробуйте:

У меня есть паровоз,

Шесть автомобилей,

Чёрный пёс — блестящий нос,

Белый кот Василий,

Восемь куколок в одной

Кукле деревянной

И Петрушка заводной,

Рыжий и румяный.

Кто внимательно послушал?

Сколько у меня игрушек? (19)

Буратино:

— Молодцы, ребята. Хорошо считаете, а я думал, что вы не сможете ответить на мою загадку.

Петрушка:

— Давай вместе беседовать с ребятами. (Обращается к ребятам.)

— Вы любите дружить? А кого вы называете другом? Сейчас сюда к нам выйдет тоже друг. Отгадайте, кто он?

Гладишь — ласкается,

Дразнишь — кусается.

На цепи сидит,

Дом сторожит. (Собака.)

Петрушка:

— Ну-ка, друзья, идите к нам сюда!

(Выбегают два пуделя, они задорно пляшут под русскую музыку, которую играет оркестр.)

Петрушка:

— Наши пудели не только верные, надёжные друзья, но и умные математики. Хотите увидеть, как они считают? А вы их проверяйте. Для этого в тетрадь пишите и считайте, они ведь тоже могут ошибиться.

• К двум прибавить один. (Гав-гав-гав.)

• От десяти отнять шесть. (Гав-гав-гав.)

(Дети исправляют.)

• На сколько 17 больше 15? (Гав-гав.)

• На сколько 13 больше 9? (Гав-гав-гав.)

(Ребята исправляют.)

• Сколько надо прибавить к 7, чтобы получилось 9? (Гав-гав.)

• Сколько надо отнять от 12, чтобы осталось 11? (Гав.)

Буратино:

— Ну что ж, пуделькам надо будет ещё поучиться считать. А как вы думаете, где это пудельки научились считать? (Конечно, в школе для зверей.)

Петрушка:

— Урок в цирке окончен. Перемена. А что делают на перемене?

(Играют, бегают, прыгают.)

Учитель:

— Вот и мы с вами сейчас сделаем зарядку.

5. Физминутка

Каждый день по утрам

Делают рывки руками назад.

Делаем зарядку.

Очень нравится всем нам

Делать по порядку:

Весело шагать,

Ходьба на месте.

Руки поднимать,

Поднимают руки.

Приседать и вставать,

Шесть приседаний.

Прыгать и скакать.

Шесть прыжков.

6. Математика в цирке (продолжение)

Учитель:

— Нет детей, которые бы не любили цирк. Цирк любят и дети, и взрослые! А кто из вас может прочесть стихотворение про цирк?

(Могут прочесть подготовленные заранее ученики.)

1-й ученик:

Ухитрились люди в цирке

Обучить медведя стирке,

А морскую черепаху —

Гладить мытую рубаху.

2-й ученик:

Вот индийский гастролёр,

Канатоходец и жонглёр!

Подбрасывает сразу

И ловит он шутя

Фарфоровую вазу,  

Бутылку и дитя.

Петрушка:

— Не знаю, как со стиркой, а на велосипедах медведи катаются прекрасно. Посмотрите, на арену выехали 3 больших медведя, 3 медведицы поменьше и 3 маленьких медвежонка. Сколько всего медведей работают на арене цирка?

(Решение в тетради.)

Буратино:

— За хорошее выступление каждый медведь получил по 2 лакомства. Сколько всего лакомств получили все медведи? Папы свои лакомства отдали своим детям. Сколько лакомств стало у каждого медвежонка? {Это устная работа.)

Учитель:

— Вот в центр арены выехал маленький медвежонок и проезжает по лабиринту примеров, которые в школе называют «круговыми». Попробуйте и вы составить «круговые» примеры и записать их в два столбика в тетради.

В тетради дети записывают «круговые» примеры:

Учитель:

— Посмотрите вверх: на туго натянутых канатах с двух сторон появились два канатоходца. Уверенно балансируя, они делают шаг за шагом. Первый канатоходец сделал 7 шагов, а второй — 6 шагов. На сколько шагов они приблизились друг к другу? (Решение в тетради.)

— В это время приготовили батут и акробаты стали прыгать. Сколько прыжков сделал первый акробат? Решите эту цепочку примеров — и узнаете.

9 + 9 - 5 + 1 - 4 - 2 + 8 + 4 = (20)

— Сколько прыжков сделал второй акробат?

8 + 8 - 3 - 4 + 7 + 2 - 1 + 2 = (19)

— Кто из них сделал больше прыжков и на сколько больше?

— А вы, ребята, составьте 4 примера с ответом 20 и запишите в тетрадь. (Дети работают в тетради.)

— Мы встречаем следующего артиста. Угадайте: кто он?

Нос — как будто шланг свисает.

Уши — два больших платка.

Кто из вас его не знает?

Знают все наверняка. (Слон.)

— Слон такой большой и кажется неуклюжим, но он очень хорошо жонглирует. Вот у него 5 синих колец, а жёлтых на 2 больше. Сколько жёлтых колец у слона? Сколько всего колец у слона?

(В тетради записывают решение задачи:

1) 5+2 = 7 (к.)

2) 5 + 7 = 12 (к.)

Ответ: 7 жёлтых колец; всего 12 колец.)

Учитель:

— Вдруг на арену выбегает Заяц, а за ним рассерженный Волк, который пытается схватить Зайца. Подождите, подождите, здесь нельзя никого обижать! Что у вас случилось?

Волк:

— Решили мы с Зайцем купить себе мороженое. Я говорю: «Я большой и куплю три порции, а ты маленький, ты попроси две». Заяц согласился. Я купил три порции, а Заяц... два раза по две.

Съел я своё мороженое, глянул на Зайца, да как крикну: «Ну, Заяц, погоди!»

Учитель:

— Почему рассердился Волк? Как вы думаете, дети? (Потому что обхитрил его Заяц — съел 4 мороженых, а Волк только три.)

— Маленькому зайцу приходится всё время хитрить, а иначе он не выживет.

— В заключение урока артисты цирка предложили нам занимательные задания для самых сообразительных.

7. Математические задания на смекалку

• Бревно разрезали на три части. Сколько сделали разрезов? (Сделали 2 разреза.)

• А если каждую часть ещё разрезали на две части. Сколько всего частей получилось? (Получилось 6 частей.)

• Летело стадо гусей: один гусь позади и два впереди, один между двумя и три в ряд. Сколько было всего гусей? (Всего было 3 гуся.)

• В комнате четыре угла. В каждом углу сидит кошка. Напротив каждой кошки сидят три кошки. Сколько всего кошек в комнате? (В комнате всего 4 кошки, которые сидят по углам.)

• Сколько надо взять спичек, чтобы составить самый маленький квадрат? (Надо взять 4 спички.)

• Две матери, две дочери да бабушка с внучкой. Сколько всех? (Всех трое: бабушка, дочка, внучка.)

Логические концовки:

• Если стол выше стула, то стул...

• Если два больше одного, то один...

• Если Саша вышел раньше Серёжи, то Серёжа вышел...

• Если река глубже ручейка, то ручеёк...

• Если сестра старше брата, то брат...

8. Подведение итогов урока

Учитель:

— Вот и закончился наш поход в цирк. Артисты цирка прощаются с вами и ждут на следующее представление. Возвращаемся в свой класс, за свои парты.

— Чем вам запомнился урок?

— Чем он был интересен для вас?

9. Домашнее задание

Составьте два столбика примеров для артистов цирка.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Эти задания можно предложить артистам цирка.

1. На двух жёрдочках сидели попугаи. Когда с верхней жёрдочки на нижнюю перелетел 1 попугай, то на обеих жёрдочках попугаев стало поровну, по 3 попугая. Сколько попугаев было на каждой жёрдочке сначала?

2. В коробке 3 жёлтых и 3 красных шарика. Мальчик взял 4 шарика. Сколько шариков какого цвета могло быть у мальчика? Найди три ответа. Сколько шариков осталось в коробке?

3. Максим составил из палочек пятиугольник. Потом он одну палочку убрал, а из остальных составил многоугольник. Какой многоугольник у него получился?

4. У белочки было 5 орехов и 3 гриба. Она съела все грибы и 3 ореха. Сколько орехов у неё осталось?

5. У Тани было 5 орехов. Один она отдала брату, и у них орехов стало поровну. Сколько орехов было у брата вначале?





загрузка...
загрузка...