загрузка...


МАТЕМАТИКА 5 КЛАСС
Поурочные разработки

Глава 2. Натуральные числа

 

2.1. Как записывают и читают числа

 

УРОК 8. Сопоставление десятичной системы записи чисел и римской нумерации

 

Цели: обобщить знания учащихся о различных способах нумерации, развивать их представления о десятичной системе записи чисел.

Ход урока

I. Организационный момент.

 

II. Устная работа.

Найдите значение выражения (запись на доске, рис. 34):

 

 

Рис. 34

 

III. Актуализация знаний.

Как вы думаете, что люди научились делать раньше: считать или записывать числа? В соответствии с п. 2.1 учебника рассмотреть вопрос о том, как люди раньше записывали числа и как записывают числа в римской нумерации.

 

IV. Формирование умений и навыков.

1. Римская нумерация.

1). Учащиеся самостоятельно выполняют задания 7, 8, 9, 10   из РТ, часть 1. Один ученик выполняет задание 9 на магнитной доске. (Необходимо поставить карточки с числами в пустые окошки.)

При проверке повторить правила записи чисел в римской нумерации: если меньшая цифра стоит после большей, то она прибавляется к большей; если меньшая цифра стоит перед большей, то она вычитается из большей.

2). Удобно ли записывать и читать числа в римской нумерации?

Нет. Даже чтобы прочитать число, нужно устно складывать и вычитать, так как каждая цифра, где бы она ни стояла, означает одно и то же число единиц. Если бы мы захотели в римской нумерации записать очень большое число, состоящее из тысяч и миллионов, то нам потребовалось бы придумать много новых цифр. Даже запоминать их было бы трудно.

3). Попробуйте сложить числа MDCCLXXIV и CXLXIII. Вывод: для практического употребления римская нумерация неудобна.

 

2. Десятичная система записи чисел. Великим достижением математики было изобретение десятичной системы записи чисел, хорошо вам известной.

1). Игровая ситуация. Несколько детей выстраиваются в шеренгу лицом к классу, и учитель дает каждому из них лист с нарисованной на нем цифрой. Дети по команде одновременно показывают свои цифры классу. Задача класса — прочитать число. Затем дети в шеренге обмениваются листами, и «возникает» новое число. Потом им можно дать листы с новыми цифрами, поменять число детей и т. д.

2). Чем удобна наша система записи чисел? Тем, что используется только 10  цифр. Значение  цифры зависит от того, какое место она занимает, а точнее, в каком разряде находится. Поэтому система называется позиционной.

 

V. Закрепление материала.

1. Рассмотрев рисунок на с. 23 учебника, ответьте на вопрос: «Почему мышки так одеты?»

2. У, № 75 (устно).

3. У, № 78, 79, 80, 87 (самостоятельно в тетради).

4. Вычислите:

284 + 625; 705 + 344; 1931 + 358; 4387 + 5000.

 

VI. Итог урока.

Какая система записи чисел удобнее? Почему?

 

VII. Домашнее задание.

У, п. 2.1, № 82, 94, 95. Дополнительное задание. Из спичек сложили шесть неверных равенств:

Переложите в каждом равенстве по одной спичке так, чтобы равенства стали верными.






загрузка...
загрузка...
загрузка...