загрузка...

МАТЕМАТИКА 5 КЛАСС
Поурочные разработки

Глава 1. Линии

 

1.4. Окружность

 

УРОК 6. Окружность. Круг

 

Цели: ввести понятия окружности, круга, радиуса, диаметра; сформировать умение пользоваться циркулем для вычерчивания окружности.

Ход урока

I. Организационный момент.

 

II. Устная работа (цели — восстановление навыков использования таблицы умножения в действиях с круглыми числами, решение текстовых задач, содержащих в условии выражения «больше (меньше) в ... раз», «во сколько раз больше (меньше)»).

1. Вычислите:

2. В первый день посадили 9 рядов смородины по 7 кустов в каждом ряду. Сколько кустов смородины посадили в первый день?

3. Во сколько раз 4 ч меньше суток?

4. Во сколько раз 40 м меньше 1 км?

5. Во сколько раз путь в 36 км длиннее пути в 4 км?

 

III. Индивидуальный опрос учащихся.

Карточка 1. Проходя по спирали, выполните соответствующие вычисления, записывая промежуточные результаты в петли (рис. 24).

 

 

Рис. 24

 

Карточка 2. Восстановите цепочку вычислений (рис. 25). Карточка 3. Решите задачу по готовому чертежу (рис. 26).

а)    AD — ?, если АВ = 2 см, ВС = 3 см, CD = 3 см;

б)    CD — ?, если AD = 20 см, АВ = 7 см, ВС = 9 см;

в)    ВС — ?, если AD = 12 см, АВ = 2 см, ВС = CD.

 

 

Рис. 25

 

 

Рис. 26

 

Карточка 4. Назовите ломаные, изображенные на рисунках 27, 28, их вершины и звенья. Найдите длины ломаных.

 

 

Рис. 27

 

 

Рис. 28

 

IV. Проверочная работа. КР, с. 32, варианты 1, 2.

Физкультминутка «Счет с препятствиями»

1. Сообщение учителя.

В Древней Греции круг и окружность считались венцом совершенства. Действительно, в каждой своей точке окружность устроена одинаковым образом, что позволяет ей двигаться самой по себе. Это свойство окружности сделало возможным возникновение колеса, поскольку ось и втулка колеса должны быть все время в соприкосновении. Но еще до колеса люди использовали круглые бревна-катки для перевозки тяжестей. Рисунки на стенах египетских пирамид рассказывают нам, что именно так доставлялись огромные камни на строительство этих пирамид. В русском языке слово «круглый» тоже означает высокую степень чего-либо: круглый отличник, круглый сирота и т. д.

2. 1). Самостоятельная работа учащихся с текстом п. 1.4 учебника. (Рассмотреть понятия: окружность, круг, радиус, диаметр, дуга.)

2). Обсуждение прочитанного текста.

3. Фронтальный опрос.

•     Назовите точки, принадлежащие окружности.

•     Назовите точки, принадлежащие кругу.

•     Пересекает ли прямая l окружность? В каких точках?

•     Пересекает ли луч KN окружность?

•     Назовите центр окружности.

•     Отмечен ли радиус у данной окружности? Назовите его.

•     Показан ли диаметр данной окружности?

•     В чем заключается основное свойство окружности?

 

 

Рис. 29

 

4. Практическая работа.

1). Отметьте точку О. Отметьте точки А и Б, удаленные от точки О на 3 см.

Выполните построение с помощью: а) линейки; б) циркуля.

2). Отметьте точки С и D, удаленные от точки О на 3 см. Сколько можно отметить точек, удаленных от точки О на 3 см?

3). Отметьте еще 5 точек, удаленных от точки О на 3 см. Какую линию образуют множества точек, удаленных от точки О на 3 см?

4). Проведите эту окружность.

 

VI. Формирование умений и навыков.

1. Построение окружности. У, № 55; РТ, часть 2, № 33, 37.

2. Нахождение радиуса, если известен диаметр, и диаметра, если известен радиус. РТ, часть 2, № 34; У, № 56, 57.

 

VII. Итоги урока.

1. Назовите какой-нибудь предмет, имеющий форму окружности.

2. Назовите какой-нибудь предмет, имеющий форму круга.

 

VIII. Домашнее задание.

У, п. 1.4, № 58, 60, 61.






загрузка...
загрузка...