загрузка...

МАТЕМАТИКА 5 КЛАСС
Поурочные разработки

Глава 4. Использование свойств действий при вычислениях

 

4.4. Задачи на уравнивание

 

УРОК 54. Как решать задачи на уравнивание

 

Цель: познакомить с новым типом текстовых задач — задачами на уравнивание.

Ход урока

I. Организационный момент.

 

II. Устная работа.

1. Какое число надо поставить в пустую клетку?

 

 

2. Не выполняя вычислений, сравните значения выражений:

 

III. Объяснение нового материала.

1. Рассмотреть задачу из п. 4.4 учебника. Положить на стол 2 пачки тетрадей. Сообщить условие задачи. Решение задачи сопровождать реальными действиями с тетрадями. Записать решение задачи с комментарием.

1) 70 - 10 = 60 (тетр.) — столько тетрадей будет в двух пачках, если убрать 10 тетрадей;

2) 60 : 2 = 30 (тетр.) — во второй пачке;

3) 30 + 10 = 40 (тетр.) — в первой пачке.

Устно сделать проверку: 40  + 30 = 70 тетр. И 40 - 30 = 10 тетр.

Ответ: в пачках 40 и 30 тетрадей.

2. Рассмотреть другие приемы уравнивания тетрадей в пачке. Каждый из рассматриваемых способов сопровождать реальными действиями с тетрадями.

1). Уравняем пачки, добавив во вторую 10 тетрадей.

1) 70 + 10 = 80 (тетр.) — столько тетрадей будет в двух пачках, если добавить 10 тетрадей;

2) 80 : 2 = 40 (тетр.) — в первой пачке;

3) 40 - 10 = 30 (тетр.) — во второй пачке.

2). Уравняем число тетрадей в пачках, переложив половину разницы (5 тетрадей) во вторую пачку.

Физкультминутка

Поднимаем руки, класс, это «раз»,

Повернулась голова — это «два».

Руки вниз, вперед смотри — это «три».

Руки в стороны пошире развернули на «четыре».

С силой их к плечам прижать — это «пять».

Всем ребятам тихо сесть — это «шесть».

 

IV. Формирование умений и навыков.

1. У, № 443 (а). Провести уравнивание с реальными объектами (спички, счетные палочки).

1) 30 - 6 = 24 (к.) — столько карандашей будет в двух коробках, если убрать 6;

2) 24 : 2 = 12 (к.) — во второй коробке;

3) 12 + 6 = 18 (к.) — в первой коробке.

Проверка: 18 + 12 = 30 (к.); 18 - 12 = 6 (к.).

Ответ: в двух коробках 12 и 18 карандашей.

Можно рассмотреть разные способы уравнивания.

2. У, № 444 (а). Сделать к задаче схематический рисунок.

3. У, № 466 (а, б — по вариантам, самостоятельно с проверкой). Сделайте рисунок (см. рис. 85).

 

 

Рис. 85

 

V. Итог урока.

В чем состоит метод решения задач на уравнивание?

 

VI. Домашнее задание.

У, № 443 (б), 444 (б), 445 (б).





загрузка...
загрузка...