загрузка...


МАТЕМАТИКА 5 КЛАСС
Поурочные разработки

Глава 1. Линии

 

1.3. Длина линии

 

УРОК 5. Длина линии. Длина ломаной. Старинные единицы длины

 

Цели: расширить представления о единицах длины и связях между ними; о длине линии и длине ломаной; развить навык нахождения длины ломаной при решении задач.

Ход урока

I. Организационный момент.

Опрос учащихся, получивших индивидуальные задания.

Карточка 1. Установите соответствие и прочтите получившееся слово. Что оно означает?

Ответ: сажень.

Подготовленное сообщение.

 

Карточка 2. Сравните величины и расположите их в порядке убывания. Прочтите получившееся слово. Что оно означает?

image32

Ответ: локоть.

Подготовленное сообщение.

 

Карточка 3. Выполните действия и расшифруйте слово. Что оно означает?

image33

 

8 км 860 м

77 дм 8 см

8334 м

7 дм 12 мм

М

д

Ю

Й

 

Ответ: дюйм.

Подготовленное сообщение.

 

III. Устная работа (цели — восстановление навыков использования таблицы умножения; решение текстовых задач, содержащих в условии выражение поровну).

1. Вычислите:

2. В коробке б цветных карандашей. Сколько карандашей в 7 таких же коробках? в 8 коробках? в 9 коробках?

3. Сколько дней в 3 неделях? в 7 неделях? в 5 неделях?

4. Для сборки одной полки потребуется 8 шурупов. Сколько шурупов потребуется для сборки 3 таких же полок? 4 полок? 5 полок? 9 полок?

5. При умножении каких двух чисел получится 30? 45? 60?

6. Один метр ткани разрезали на 5 равных кусков. Какова длина каждого куска?

7. В 4 мешка поровну рассыпали 60 кг картофеля. Сколько килограммов картофеля в каждом мешке?

 

IV. Актуализация знаний.

1. Решение задач.

1). Рост Кати 1 м 40 см. Она выразила его сначала в дециметрах, потом в сантиметрах и, наконец, в миллиметрах и записала: 1м 40 см = 14 дм = 140 см = 14 000 мм. Где ошиблась Катя?

2). В каких единицах вы будете измерять: а) расстояние от дома до школы; б) ширину тетради; в) длину футбольного поля; г) расстояние между городами; д) рост школьника; е) длину классной комнаты?

 

2. Проверка работ учащихся у доски. Обсуждение результатов.

 

3. Сообщение учителя:

Первые единицы для измерения величины были не слишком точными. Например, расстояния измерялись шагами. Для измерения больших расстояний шаг был слишком мелкой единицей. Поэтому в Древнем Риме для таких измерений служила миля — так называли путь в тысячу двойных шагов (и правой и левой ногой). А еще большие расстояния измеряли переходами или днями передвижения.

У многих народов мерой расстояния была стрела — дальность полета стрелы. Поэтому и появилась поговорка: «Не допускать на пушечный выстрел». Однако шаги, мили, переходы — все это было хорошо для измерения расстояний на земле. Ни рост человека, ни рулон ткани шагами не измеришь. Здесь применяли иные единицы меры. В ход пошли те измерительные приборы, которые всегда были при себе. При измерениях длин стали использовать ширину пальца, длину сустава пальца, размах рук и т. д.

 

4. Сообщения учащихся (по книге И. Я. Депмана, H. Я. Виленкина «За страницами учебника математики»).

1). Одной из самых распространенных единиц длины был локоть, т. е. расстояние от локтя до конца среднего пальца. Локтями купцы измеряли продаваемые ткани, наматывая их на руку, локтями измеряли и высоту подъема Нила во время половодья, высоту дерева, срубленного на постройку дома, и т. д. Но локти у разных людей имеют разную длину. Поэтому в каждом городе правивший им царь издавал указ, каким именно локтем должны пользоваться все его подданные.

2). Наряду с локтем применяли и иные единицы для измерения длин. Если свести руки на груди, то концы пальцев сойдутся вместе. Это значит, что локоть равен четверти расстояния между концами пальцев расставленных рук. Такое расстояние применялось для измерения длин во многих странах. На Руси его называли «сажень». Сажень примерно равна расстоянию от подошвы до концов пальцев поднятой вверх руки.

3). Меньшей единицей длины является дюйм, который первоначально был длиной сустава большого пальца. Длина дюйма была уточнена в Англии, где в 1324 г. королем Эдвардом II был установлен «законный дюйм», равный длине трех ячменных зерен, вынутых из средней части колоса и приставленных одно к другому своими концами. В русский быт мера дюйм и само слово вошли при Петре I.

 

5. Обратить внимание учащихся на справочный материал на с. 290 учебника «Старинные российские и английские единицы длины».

Предложить учащимся подготовить сообщение о других единицах длины.

 

V. Формирование новых умений и навыков.

1. Измерение длины отрезка.

1). РТ, часть 2, № 22, 23, 24, 25. При откладывании отрезка данной длины используется циркуль.

2). У, № 48.

2. Длина ломаной. РТ, часть 2, № 31, 32.

3. Длина линии. У, № 45. Организовать практическую деятельность.

 

VI. Итоги урока.

1. Как называют основную единицу длины?

2. Какие единицы длины используют для измерения небольших отрезков?

3. Какие единицы длины используют для измерения больших расстояний?

 

VII. Домашнее задание. У, п. 1.3, № 38, 41, 52, дополнительно: № 53.






загрузка...
загрузка...