загрузка...

МАТЕМАТИКА 5 КЛАСС
Поурочные разработки

Глава 1. Линии

 

1.3. Длина линии

 

УРОК 4. Сравнение отрезков. Длина отрезка. Единицы длины

 

Цели: повторить сведения о единицах длины и связях между ними; сформировать умение выполнять реальные измерения длины отрезка и построения заданной длины, решать задачи на нахождение длины отрезка.

Ход урока

I. Организационный момент.

 

II. Устная работа (цели — восстановление умений сложения и вычитания чисел; решение текстовых задач, содержащих в условии выражение «больше (меньше) на ...»).

1. В марте было 18 солнечных дней, а в апреле — на 6 дней больше. Сколько солнечных дней было в апреле?

2. В баке 26 л воды, а в ведре на 17 л меньше. Сколько литров воды в ведре?

3. На сколько сантиметров провод длиной 16 см короче провода длиной 21 см?

4. На сколько километров расстояние, равное 27 км, длиннее расстояния, равного 19 км?

5. Вычислите:

 

III. Актуализация знаний.

1. Какая геометрическая фигура изображена на рисунке 20?

 

image28

 

Рис. 20

 

2. Назовите вершины ломаной.

3. Сколько звеньев имеет ломаная? Назовите их.

4. Назовите самое большое звено.

Назовите самое маленькое звено. Как это проверить?

 

IV. Формирование умений и навыков.

1. Сравнение отрезков с помощью циркуля.

1). Используя рисунок 26 учебника, объясните, как можно сравнить отрезки друг с другом.

2). Выполните задания: У, № 31, 32.

 

2. Сравнение длин отрезков.

Задание 1.

1. Измерьте отрезки АВ, CD, EF (рис. 21).

2. Сравните их длины.

3. На сколько отрезок CD длиннее отрезка АВ?

4. На сколько отрезок EF короче отрезка CD?

 

image29

 

Рис. 21

 

Задание 2 (учащиеся выполняют задание на нелинованной бумаге).

1. Постройте отрезки АВ = 5 см 2 мм и CD = 2 см 7 мм.

2. Постройте отрезок МК, длина которого равна сумме длин отрезков АВ и CD.

3. Постройте отрезок EF, длина которого равна разности длин отрезков АВ и CD.

 

3. Длина отрезка.

1). Используя рисунок 22, ввести понятие длины отрезка.

 

image27

 

Рис. 22

 

2). Выполните упражнение:  РТ, часть 2, № 28.

 

4. Единицы длины и соотношения между ними.     

1). Вопросы:

а)    Какие единицы длины использовались при измерении длин отрезков?

б)    Какие еще единицы длины вам известны?

в)    Какая единица длины является основной?

2. а)   Выполните упражнение: РТ, часть 2, № 29, 30.

б)    Выполните действия: 4 м 9 см + 32 дм 1 см, 14 км 68 м - 9 км 950 м.

 

5. Решение задач на нахождение длин отрезка.

1). Решите задачу устно, используя рисунок 23.

а)    AD = 3 см, DB = 5 см, АВ — ?;

б)    МК = 10 см, MN = 4 см, NK — ?;

в)    АВ = 12 см, АС = СВ, АС — ?;

г)    AM = 2 см, МК = 4 см, КВ = 5 см, АВ — ?

 

image30

 

Рис. 23

 

2). Выполните задание: У, № 51 (а).

 

V. Итог урока.

Клоун рассказал публике, что он проехал на поезде по самому длинному беспересадочному маршруту — от Москвы до Владивостока. И что длина этого маршрута 9 297 000 000 мм. Назовите длину маршрута в километрах.

 

VI. Домашнее задание. У, п. 1.3, № 33, 36, 46, 47. Индивидуальные задания учащимся: подготовить сообщение о старинных мерах длины (локоть, сажень, дюйм).






загрузка...
загрузка...