загрузка...


МАТЕМАТИКА 5 КЛАСС
Поурочные разработки

Глава 1. Линии

 

1.2. Прямая. Части прямой. Ломаная

 

УРОК 3. Ломаная

 

Цели: ввести понятие ломаной, сформировать умение называть ломаные, их вершины и звенья.

Ход урока

I. Организационный момент.

 

II. Проверка домашнего задания.

1. Индивидуальный опрос учащихся у доски.

Карточка 1. Отметьте на плоскости точки D, К, С, не лежащие на одной прямой. Через каждые две точки проведите прямую. Сколько получилось прямых? Запишите их.

Карточка 2. Дана прямая АВ и на ней точка С. Проведите прямую, пересекающую прямую АВ в точке С. Обозначьте ее. Сколько лучей с началом в точке С получилось?

Карточка 3. На прямой АВ отметьте:

а)    точку М, принадлежащую отрезку АВ;

б)    точку К, принадлежащую лучу АВ, но не принадлежащую отрезку АВ;

в)    точку С, не принадлежащую лучу АВ.

Карточка 4. Даны четыре точки А, В, С, D. Постройте все возможные отрезки с концами в точках А, В, С, D. Запишите все отрезки.

 

2. Фронтальная работа с классом.

•     Сколько прямых можно провести через одну точку?

•     Сколько прямых можно провести через две точки?

•     Как называют прямую, проходящую через точки А и В?

•     Прямые АВ и ВА совпадают или нет?

•     Сколько общих точек могут иметь две прямые?

•     Чем отличается изображение луча от изображения отрезка?

•     Назовите точку, являющуюся началом луча CD.

•     Совпадают ли отрезки КМ и МК?

•     Сколько лучей изображено на рисунке 13?

•    Сколько отрезков изображено на рисунке 14?

•    Опишите рисунок 15. (Написать не менее пяти утверждений.)

 

 

Рис. 13

 

image22

 

Рис. 14

 

 

Рис. 15

 

III. Самостоятельная работа

Вариант 1

1. Начертите отрезок АВ. Отметьте точку С, не принадлежащую отрезку АВ. Проведите через точку С:

а)    прямую b, не пересекающую отрезок АВ;

б)    прямую а, пересекающую отрезок АВ.

2. Выпишите отрезки и лучи, которые есть на рисунке 16.

 

 

Рис. 16

 

Вариант 2

1. Начертите луч ОР. Отметьте точку К, не принадлежащую лучу ОР. Проведите через точку К:

а)    прямую m, пересекающую луч ОР;

б)    прямую l, не пересекающую луч ОР.

2. Выпишите отрезки и лучи, которые есть на рисунке 17.

 

 

Рис. 17

 

IV. Изучение нового материала.

1. Практическая работа.

1). Точка Я помещена в одном из узлов квадратной сетки.

Отметьте точку:

•     А, расположенную на 4 клетки левее и 5 клеток ниже точки Я;

•     Н, расположенную на 2 клетки правее и 2 клетки ниже точки А;

•     А у расположенную на 5 клеток правее и 2 клетки выше точки Н;

•     М, расположенную на 1 клетку правее и 3 клетки выше точки А;

•     О, расположенную на 2 клетки левее и 7 клеток выше точки М;

•     Л, расположенную на б клеток левее и 5 клеток выше точки Л.

2). Соедините последовательно данные точки. Какая линия получилась?

Ее название можно прочитать справа налево: ЛОМАНАЯ. Точки называются вершинами ломаной, а отрезки, их соединяющие, — звеньями ломаной.

3). Сколько вершин имеет данная ломаная? Сколько звеньев?

 

2. Работа с рисунком.

1). Назовите ломаную, изображенную на рисунке 18.

 

image23

 

Рис. 18

 

2). Назовите вершины этой ломаной.

3). Перечислите ее звенья.

4). Скажите, что надо сделать, чтобы ломаная была замкнутой.   

 

V. Формирование умений и навыков.

1. Построение ломаной по описанию: У, № 25.

2. Построение ломаной, ее обозначение: У, № 26, 29.

 

VI. Итоги урока.

1. Из линий, изображенных на рисунке 19, выберите ломаные:

а)    замкнутые;

б)    замкнутые с самопересечением;

в)    состоящие из четырех и более звеньев.

 

 

Рис. 19

 

2. Является ли четырехугольник ломаной?

 

VII. Домашнее задание.

У, п. 1.2, № 22, 24; РТ, часть 2, № 15, 16.






загрузка...
загрузка...