загрузка...


МАТЕМАТИКА 5 КЛАСС
Поурочные разработки

Глава 3. Действия с натуральными числами

 

3.1. Сложение и вычитание

 

УРОК 22. Нахождение неизвестных компонентов сложения и вычитания

 

Цель: продолжить формирование навыка нахождения неизвестных компонентов сложения и вычитания.

Ход урока

I. Организационный момент.

 

II. Устная работа.

1. У, № 192.

2. Арифметическая минутка. РТ, часть 1, № 53 (б, в).

 

III. Актуализация знаний.

Оборудование: магнитная доска, карточки с названиями компонентов при сложении и вычитании, знаками «+», «—», «=».

1. Как называются числа при сложении?

2. Как они связаны между собой?

3. Как называются числа при вычитании?

4. Как они связаны между собой?

Учащиеся составляют опорные схемы.

 

IV. Формирование умений и навыков.

1. Найдите неизвестное число:

а) х - 24 = 96; б) 2045 - л: = 15; в) х + 213 = 657.

Для решения использовать правила, основанные на зависимости между компонентами арифметических действий.

2. Познакомить учащихся с приемом использования «маленького примера».

Найдите неизвестное число:

а) 131 - х = 86; б) а - 34 = 75; в) 68 - b = 17.

Воспользуемся «маленьким примером»:

image83

3. Двое учащихся решают у доски, остальные — самостоятельно в тетрадях с последующей проверкой. Найдите неизвестное число:

Вариант 1  

749 + а = 1658;

906 - а = 187.

Вариант 2

1000 - x = 548;

181 + х = 279.

4. Игра «Эстафета». Сначала выполняется первое задание; число, полученное в результате его выполнения, есть номер задания, которое надо выполнить следом, и т. д. Окончательный ответ, записанный на листочке, учащийся показывает учителю.

1) Найдите неизвестное число: 17 - х = 12.

2) Найдите х, если 13 + х = 17.

3) При каком х выполняется равенство х : 2 = 32?

4) Найдите неизвестное число: 75 - х = 72.

5) Найдите х, если 3 - х = 1.

Ответ: 64.

Учащийся, успешно справившийся с эстафетой, рассказывает классу, как он это сделал.

5. Какое число задумано, если к задуманному числу прибавили 15, а затем еще 24 и получили 76?

Условие задачи можно представить в виде схемы (рис. 50) и затем вписать в каждую рамочку получившиеся числа.

 

 

Рис. 50

 

Физкультминутка «Мягкая посадка»

22-5; 12 + 9; 14-7; 18 + 5; 14+19; 60-18; 18+18; 30-25; 27 + 37; 33 - 18; 42 - 37; 61 - 15; 52-26; 34-8; 27-9; 17 + 5; 50-32; 17 + 47; 34-25; 60-54; 24+19; 16 + 45; 23-17; 72-56.

 

V. Итог урока.

С каким приемом нахождения неизвестного числа вы познакомились?

 

VI. Домашнее задание.

У, № 195 (в, г, ж), 208, 209, 211.

 

VII. Закрепление. Проверочная работа. ДМ, П-5.






загрузка...
загрузка...