загрузка...

МАТЕМАТИКА 5 КЛАСС
Поурочные разработки

Глава 3. Действия с натуральными числами

 

3.1. Сложение и вычитание

 

УРОК 21. Взаимосвязь между сложением и вычитанием натуральных чисел

 

Цели: закрепить и развивать навыки сложения и вычитания натуральных чисел, уяснить взаимосвязи между сложением и вычитанием.

Ход урока

I. Организационный момент.

 

II. Математический диктант.

1. Найдите сумму ста и девятисот.

2. Сложите двести тридцать и нуль.

3. Какое число на единицу больше пяти тысяч девяноста девяти?

4. В ящик положили пятнадцать килограммов яблок, а затем добавили еще восемь килограммов. Сколько килограммов яблок стало в ящике?

Верно ли высказывание (ответьте «да» или «нет»):

5. Числа, которые складывают, называют слагаемыми.

6. Результат сложения называют произведением.

7. Если к любому числу прибавить нуль, получится то же самое число.

8. Сумма числа и нуля равна нулю.

 

III. Актуализация знаний.

1. Решите задачу.

В двух гаражах стояло 8 машин. Сколько машин стояло в первом гараже, если во втором было 5 машин?

8 — сумма, 5 — одно из слагаемых. Действие вычитание определяется на основе сложения. Вычесть из числа 8 число 5 — это значит найти такое число, которое в сумме с числом 5 дает число 8. Ясно, что это число 3: 8-5 = 3, так как 3 + 5 = 8.

2. Как называются числа при вычитании?

Опорная схема:

image78

3. Всегда ли можно найти разность двух чисел?

Разность двух чисел можно найти только в том случае, когда уменьшаемое больше вычитаемого или равно ему.

4. Чему равна разность, если уменьшаемое равно вычитаемому? (а - а = 0.)

5. Какое еще свойство нуля при вычитании можно сформулировать? (а - 0 = а.)

6. Приведите примеры, иллюстрирующие эти свойства.

 

IV. Формирование умений и навыков.

1. Назовите компоненты разности:

а) 375 - 158; б) 462 - 181; в) 622 - 333.

2. РТ, часть 1, № 43 (с комментированием), 45 (выполнить после коллективного обсуждения).

3. Как можно проверить, правильно ли выполнено вычитание?

4. РТ, часть 1, № 44 (самостоятельно).

Физкультминутка                                     

Раз, два, три, четыре, пять.

Встаньте все! Начнем играть!       

Раз, два, три, четыре, пять. 

За водящим повторять!

Учащиеся выполняют команды водящего. 

5. У, № 193 (устно), 202 (б), 204.

6. Самостоятельная работа. ДМ, О-6, № 3, 4 (по вариантам).

Дополнительное задание по карточке.

Карточка 1.

1. Вместо звездочек поставьте цифры так, чтобы получилось верное равенство:

2. В записи 5555 поставьте между некоторыми цифрами знак сложения, чтобы получилось выражение, значение которого равно: а) 20; б) 110; в) 560.

Карточка 2.

1. Вместо звездочек поставьте цифры так, чтобы получилось верное равенство:

image80

В записи 6666666 поставьте между некоторыми цифра ми знак сложения, чтобы получилось выражение, значение которого равно: а) 264; б) 13 332.

 

V. Итоги урока.

Что такое уменьшаемое, вычитаемое, разность?

Почему вычитание называют действием, обратным сложению?

Как проверить правильность выполненного вычитания?

 

VI. Домашнее задание.

У, № 190 (в, д, ж, и, к), 194, 216 (б), 213.






загрузка...
загрузка...