загрузка...


МАТЕМАТИКА 5 КЛАСС
Поурочные разработки

Глава 1. Линии

 

1.2. Прямая. Части прямой. Ломаная

 

УРОК 2. Прямая. Отрезок и луч

 

Цели: дополнить и расширить представления о фигурах, связанных с прямой; закрепить умение строить прямые отрезки и лучи.

Ход урока

I. Организационный момент.

 

II. Устная работа (цели — восстановление навыков использования таблицы сложения в вычислениях с круглыми числами; решение текстовых задач, содержащих в условии выражения «всего», «вместе», «осталось»).

1. Как можно разложить в две коробки 11 карандашей?

2. В двух корзинах 20 белых грибов. Сколько грибов может оказаться в каждой корзине?

3. В классе 9 мальчиков и 16 девочек. Сколько всего учеников в классе?

4. У продавца было 23 кг орехов. Он продал 18 кг. Сколько килограммов орехов у него осталось?

5. Когда девочка прочитала в журнале 28 страниц, ей осталось прочитать еще 4 страницы. Сколько всего страниц в журнале?

6. Вычислите:

Заполнив таблицу на доске, узнаем, какая линия является самой важной на плоскости.

 

1700

1320

1160

2100

1050

1400

 

 

 

 

 

 

 

Эта линия — прямая.

 

III. Изучение нового материала.

1. Построение прямой с помощью линейки.

Все, что в жизни нашей свято,

Мы не вправе отрицать.

У прямой же нет, ребята,

Ни начала, ни конца.

Прямая — незамкнутая линия, неограниченно продолжается в обе стороны. Проводя прямую, мы показываем лишь ее часть (рис. 4).

 

image9

 

Рис. 4

 

2. Обозначение прямой.

Прямая проходит через точки А и В и называется АВ или В А. В этом случае говорят, что точки А и В лежат на прямой или принадлежат ей (рис. 5). Прямая может быть обозначена одной маленькой буквой латинского алфавита а, b, с, d, е, fklm, ... (рис. 6).

 

 

Рис. 5

 

 

Рис. 6

 

3. Практическая работа.

1). Постройте прямую k. Отметьте на прямой k точки А, В, D). Отметьте точки М и С, не лежащие на прямой k. Сколько существует точек, лежащих на прямой k? Не принадлежащих прямой k? Сделайте вывод (рис. 7).

 

image14

 

Рис. 7

 

2). Отметьте точку О. Проведите через точку О прямую а. Проведите через точку О прямую b. Сколько прямых можно провести через точку О?

Сделайте вывод (рис. 8).

 

image15

 

Рис. 8

 

3). Отметьте точки А и В. Проведите через них прямую. Сколько прямых можно провести через две данные точки? Сделайте вывод (рис. 9).   

 

image13

 

Рис. 9

 

4. Понятие луча.

1). На прямой АВ отметим точку О. Эта точка делит прямую на две части. Каждую из них называют лучом.

Вдруг на небе из-за серых, темных туч

Показался долгожданный солнца луч,

У которого, открою вам секрет,

Есть начало, а конца, ребята, нет.

Точку О называют началом луча. На рисунке 10 изображены лучи ОА и ОВ.

 

image12

 

Рис. 10

 

2). Выполните задание: У, № 18 (устно).

 

5. Понятие отрезка.

На прямой k отметим две точки А и В. Часть прямой, ограниченная данными точками, называется отрезком. Отрезок обозначают так: АВ или ВА (рис. 11).

 

image17

 

Рис. 11

 

Вам стишок читаю новый,

Кто запомнит — молодец.

У отрезочка любого

Есть начало и конец.

Физкультминутка «Встали — сели»

Если утверждение верно, то учащиеся садятся за парту, если неверно, то встают.

Используя рисунок 12, ответьте, верно ли утверждение:

•     прямые а и b пересекаются в точке С;

•     прямые а и b пересекаются в точке D;

•     точка С лежит на прямой а;

•     точка М лежит на прямой а;

•     точка С принадлежит отрезку KD;

•     точка С принадлежит лучу KD;

•     прямая b проходит через точки С и М;

•     прямая а проходит через точку А;

•     отрезок KD лежит на прямой b;

•     отрезок DM лежит на прямой b.

 

image16

 

Рис. 12

 

IV. Закрепление изученного материала.

1. Индивидуальная работа учащихся у доски с последующей проверкой.

У, № 16, 17, 19, 20.

2. Работа с классом: У, № 28, 27 (задача-исследование).

 

V. Итог урока.

— Я очень важен, потому что бесконечен! — хвалился Луч.

— Не важничай! — сказала Точка. — Ведь это я даю тебе начало, без меня тебе не обойтись. Да если я еще раз встану на твоем пути, то отрежу от тебя отрезок.

— Чем же я хуже? — обиделась Прямая. — Каждый должен идти к цели по прямой! Да к тому же по мне можно двигаться в обе стороны, чего ты, луч, не можешь себе позволить.

Смутился Луч и отправился дальше, признав правоту своих родственников.

 

VI. Домашнее задание.

У, п. 1.2 прочитайте; РТ, часть 2, № 10—14.






загрузка...
загрузка...