загрузка...


МАТЕМАТИКА 5 КЛАСС
Поурочные разработки

Глава 1. Линии

 

1.1. Разнообразный мир линий

 

УРОК 1. Линии на плоскости

 

Цели: развить представление о линии, продолжить формирование графических навыков.

Ход урока

I. Организационный момент.

 

II. Устная работа (цель — восстановление навыков счета, чтение чисел в пределах десятков тысяч, табличного сложения и вычитания).

1. Сосчитайте парами от 26 до 50, а потом в обратном порядке.

2. Сосчитайте пятерками от 75 до 115, а обратно — десятками.

3. Назовите предшествующее и последующее числа для чисел 109, 289, 400.

4. Назовите числа, заключенные между числами 196 и 205.

5. Вычислите:

6. Прочитайте числа:

 

Расположив данные числа в порядке возрастания, вы получите слово, которое подскажет нам тему урока. Запишите тему урока «Линия».

 

III. Изучение нового материала и формирование умений и навыков.

Слово линия происходит от латинского слова linea, означающего «лен, льняная нить, шнур, веревка». Возьмем в руки нить и выложим на плоскости стола произвольную линию. Мир линий многообразен.

1. Учащимся предлагаются задания на распознавание линий:

1). На рисунке 1 изображены две группы линий.

 

 

Рис. 1

 

а)   Чем отличаются линии одной группы от другой?

б)   Выложите из нити замкнутую линию (вариант 1), незамкнутую линию (вариант 2).

2). На рисунке 2 изображены две группы линий.

 

 

Рис. 2

 

а)    Что общего у линий обеих групп?

б)    Чем отличаются линии одной группы от линий другой группы?

в)    Выложите из нити замкнутую линию с самопересечением (вариант 1), незамкнутую линию с самопересечением (вариант 2).

 

2. Закрепление общих представлений о линии (замкнутость, самопересечение): РТ, часть 2, № 1—3.

 

3. Учащимся предлагаются задачи на изображение линий.

1). Вычерчивание линии по описанию.

а)    Нарисуйте замкнутую линию с двумя самопересечениями.

б)    Нарисуйте незамкнутую линию с тремя самопересечениями и т. д.

Физкультминутка

Класс делится на три группы (по рядам). Взявшись за руки, образовать линию:

•     группа 1: замкнутую линию с самопересечением;

•     группа 2: незамкнутую линию с самопересечением;

•     группа 3: замкнутую линию с двумя самопересечениями.

2). Воспроизведение заданной конфигурации: РТ, часть 2, № 5, б.

Работу осуществляем по алгоритму:

•     внимательно рассмотрим изображение;

•     сформулируем последовательность выполнения построения;

•     начинаем движение по узлам сетки.

 

4. Введение понятия внешней и внутренней области. Работа с текстом учебника на с. 4.

 

5. Закрепление введенных понятий.

1). Какие точки принадлежат внутренней области? Почему?

2). Какие точки на рисунке 3 принадлежат внешней области? Почему?

 

 

Рис. 3

 

Чтобы попасть из точки А в точку С, надо пересечь границу.

Чтобы попасть из точки А в точку В, граница не пересекается.

 

6. Исследовательская работа: РТ, часть 2, № 19.

 

IV. Итоги урока.

1. На какие группы можно разделить все линии, изображенные на рисунке 3 учебника?

2. Как можно убедиться, что на рисунке 3 учебника изображены замкнутые самопересекающиеся линии?

3. Чем отличаются две линии, изображенные на рисунке 4 учебника?

 

V. Домашнее задание. У, п. 1.1 прочитайте, № 5, 10, 11; РТ, часть 2, № 7.






загрузка...
загрузка...
загрузка...