загрузка...

УРОКИ МАТЕМАТИКИ 2 КЛАСС

ЧАСТЬ 1 УЧЕБНИКА

 

Первая четверть

 

УРОКИ 10—11. Имя луча (с. 20—23)

 

Основная задача учителя на этих уроках состоит в том, чтобы познакомить учащихся со способом наименования лучей, научить их обозначать лучи точками и называть имена лучей, отмеченных на чертеже.

Изучение нового материала можно провести с опорой на упр. 1, с. 20 и объяснительный текст учебника. Беседа с учащимися может быть построена так:

— Послушайте басню И. А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак» и рассмотрите иллюстрацию к ней.

Однажды Лебедь, Рак да Щука

Везти с поклажей воз взялись,

И вместе трое все в него впряглись;

Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!

Поклажа бы для них казалась и легка,

Да Лебедь рвется в облака,

Рак пятится назад,

А Щука тянет в воду.

— Как вы думаете, почему Лебедь, Рак и Щука не могут сдвинуть воз с места? (Они тянут его в разные стороны.)

— Давайте изобразим это на схеме.

— Из чего состоит воз? (Из телеги.) Обозначим эту телегу точкой Т. Почему этой буквой нам удобно обозначить телегу? (Т — это первая буква в слове телега.)

— Куда тянет телегу Лебедь? (Вверх.) Построим луч с началом в точке Т, направленный вверх. Поставим рядом со стрелкой, обозначающей направление этого луча, точку Л. Кого она обозначает? (Лебедя.)

— Куда тянет воз Рак? (Назад.) Построим луч с началом в точке Т, направленный вправо и вниз, как на рисунке. Какую букву поставим рядом со стрелкой, обозначающей направление этого луча? (Букву Р.) Почему? (Это — направление движения Рака.)

— А куда тянет воз Щука? (Вниз и влево.) Покажем это с помощью луча. Какую букву поставим теперь рядом со стрелкой? (Букву Щ.)

— Сколько лучей с началом в точке Т мы построили? (Три луча.) Как и у каждой геометрической фигуры, у луча есть имя, которое составлено из имен двух точек — это начало луча (точка Т), а вторая — любая другая точка, принадлежащая этому лучу (например, точка Р). Получился луч ТР.

— Назовите имена других лучей на нашем чертеже. (Лучи ТЛ и ТЩ.) Запишем это в тетрадях.

 

image19

 

В результате этой работы у учителя на доске, а у учащихся в тетрадях появляются следующие записи: лучи ТР, ТЛ и ТЩ.

Далее учащиеся под руководством учителя читают текст учебника на с. 20 и выполняют упр. 2, с. 20. Здесь важно добиться четкого понимания детьми способа обозначения луча с помощью двух точек, так как этот материал служит пропедевтикой введения понятия угла и его имени.

Упр. 10, с. 22 удобно выполнять методом подбора. Рассуждения учащихся могут быть такими: «Если в первый день гномы работали 6 ч, а всего за 3 дня они отработали 15 ч, то это значит, что за второй и третий дни они отработали 15 - 6 = 9 (ч). Зная состав числа 9, ищем такие два числа, одно из которых на 1 больше другого, а их сумма равна 9. Это числа 5 и 4. Значит, во второй день гномы работали 5 ч, а в третий — 4 ч».

Упр. 8, с. 22 можно выполнить двумя способами так, чтобы Колина чашка оказалась крайней справа или крайней слева. Для этого нужно переставить папину чашку или мамину чашку. Покажем это на схемах.

 

 

УРОК 12. Угол (с. 23—25)

 

Понятие угол хорошо знакомо детям из жизни. Поэтому перед непосредственным ознакомлением учащихся с данной геометрической фигурой полезно предложить им задания, в которых требуется найти и показать углы у предметов окружающей обстановки на рисунках и чертежах (угол стола, угол классной доски, угол чертежного треугольника, правый верхний угол клетки в тетради и т. д.). Далее можно вспомнить с учащимися, какие геометрические фигуры они уже знают (точка, прямая, отрезок, луч, треугольник, квадрат, прямоугольник), и сообщить, что угол — это тоже геометрическая фигура. Чтобы познакомить учащихся с понятием угла и основными элементами этой фигуры, можно провести следующую беседу:

— Постройте в тетради луч АС так, как показано на чертеже (рис. 1).

 

image21

 

— Отметьте точку Д вне луча АС (рис. 2).

— Постройте луч АД (рис. 3). Назовите имена лучей, которые вы построили. (Лучи АС и АД.)

— Что общего у этих лучей? (Начало — точка А.)

— Говорят, что лучи с общим началом образуют угол. Угол — это фигура, которая состоит из точки — вершины угла (учитель показывает на точку А) и двух лучей, выходящих из этой точки, — сторон угла (учитель обводит указкой каждый луч).

— Назовите вершину данного угла. (Точка А.)

— Назовите стороны этого угла. (Лучи АС и АД.) Далее можно перейти к работе с учебником и разобрать с учащимися объяснительный текст на с. 23 и упражнения на закрепление изученного материала.

Упр. 9, с. 25 выполняется с опорой на рисунок. Массу ананаса найти достаточно легко. Для этого нужно с каждой чаши весов снять по 2 дыни и по 2 ананаса. Тогда гирю в 5 кг будут уравновешивать две гири по 2 кг и один ананас. Значит, масса одного ананаса равна 1 кг. Если же принять во внимание, что масса всех фруктов, лежащих на чашах весов, составляет 17 кг, а это 4 дыни и 5 ананасов, то масса четырех дынь будет равна 12 кг, и тогда масса одной дыни — 3 кг.





загрузка...
загрузка...