загрузка...

УРОКИ МАТЕМАТИКИ 2 КЛАСС

ЧАСТЬ 2 УЧЕБНИКА

 

Третья четверть

 

УРОК 9. Метр (с. 8—10)

 

Цели урока:

1) закрепить знания о новой единице измерения длины — метре, его соотношениях с сантиметром и дециметром, умение выполнять измерение длин предметов в метрах; повторить старинные меры длины;

2) совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Устный счет.

— Решите задачу в стихах.

Солнце льет на землю свет,

Рыжик прячется в траве.

Рядом, тут же в желтых платьях,

Их еще 12 братьев.

В кузовок я их все спрятал,

Вдруг гляжу — в траве маслята.

И 15 тех маслят

В кузовке уже лежат.

А ответ у вас готов:

Сколько я нашел грибков?

(Учитель, читая стихи, выставляет на наборное полотно сначала один рыжик, а потом рядом целую семейку из рыжиков и маслят.) (Всего 28 грибов.)

— Как узнали? (1 + 12 + 15 = 28.)

— Прочитайте записи, используя слова «больше» и «меньше» так, чтобы записи были верными.

— Расшифруйте название старинной русской меры длины, поставив ответы в порядке уменьшения.

3. Повторение изученного материала.

— Какие еще старинные меры длины вы знаете? (Локоть, сажень, пядь и т. д.)

— С какой новой единицей длины вы познакомились на прошлом уроке? (С метром.) Что можно измерить в метрах? (Длину классной доски, ширину класса, высоту дерева и т. д.)

— Сколько сантиметров в 1 метре? (В 1 м 100 см.)

— Сколько дециметров в 1 метре? (В 1м 10 дм.)

— Как сокращенно при числе можно записывать слово метр? (С помощью строчной буквы м без точки.)

— Запишите сокращенно в тетради 10 метров, 12 метров, 7 метров.

— Выразите в дециметрах: а) 8 м 1 дм; б) 3 м 9 дм; в) 6 м.

— Выразите в метрах и дециметрах: а) 54 дм; б) 77 дм.

4. Физкультминутка.

5. Работа с учебником.

Упр. 1, с. 8 учащиеся выполняют с подробным объяснением. Рассуждения могут быть следующими: «10 дм составляют 1 м. В числе 20 будет 2 десятка. Значит, 20 дм = 2 м».

Упр. 2, с. 8 имеет целью закрепить знание учащихся о единицах длины: м, см и дм — и их соотношениях. Первую строчку заданий этого номера учащиеся выполняют под руководством учителя, а остальные — самостоятельно с последующей фронтальной проверкой в классе.

Упр. 3, с. 9 направлено на совершенствование умения решать задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц с использованием именованных величин. Первую задачу можно разобрать со всем классом, обратив особое внимание на составление краткой записи, запись решения и ответа. Вторую и третью задачи номера учащиеся могут выполнить по этому образцу самостоятельно по вариантам. Четвертую задачу можно предложить учащимся в качестве домашнего задания.

Упр. 4 с. 9. Это задание требует от учащихся внимания и четкой логики рассуждений. Желательно выполнить его практически, используя модели фигур. Очевидно, что красные фигуры не могут располагаться по краям, так как тогда внутри ряда окажутся рядом 3 синие фигуры. Значит, крайней слева может быть только синяя фигура. Допустим, это пятиугольник, тогда рядом с синей должна быть красная фигура, например маленький красный треугольник. Правее можно поставить только синюю фигуру — большой синий квадрат, а потом большой красный треугольник. И замыкать ряд справа в этом случае будет маленький синий квадрат. Существуют и другие способы расположения этих фигур, удовлетворяющие условию задачи. Можно предложить учащимся подобрать и другие варианты решения этой задачи.

6. Физкультминутка.

7. Работа с учебником (продолжение).

Упр. 5—6, с. 9 имеет целью совершенствовать умения решать составные задачи в два действия и выполнять сложение и вычитание круглых десятков. Например, беседа с учащимися при разборе задачи № 6 может быть организована так:

— Сколько всего было денег у девочки? (100 р.) Что она купила в магазине? (Плитку шоколада, конфеты и печенье.) Оформим задачу кратко. (Учитель пишет на доске в столбик опорные слова: всего, шоколад, конфеты, печенье.) Сколько стоит плитка шоколада? (20 р.) Запишем это в краткой записи. Сколько стоят конфеты? (60 р.) Что требуется узнать в задаче? (Сколько денег девочка заплатила за печенье?) В результате на доске появляется запись:

Всего — 100 р.

Шоколад — 20 р.

Конфеты — 60 р.

Печенье — ?

Можем ли мы сразу, одним действием, ответить на вопрос задачи? (Нет.) Чего мы не знаем? (Сколько денег заплатила девочка за шоколад и конфеты.) А на этот вопрос мы можем ответить сразу? (Да.) Как мы это узнаем? (20 + 60.) Можем мы теперь ответить на вопрос задачи? (Да.) Каким действием? (Вычитанием.) Что из чего мы будем вычитать? (Из 100 вычтем столько, сколько получится в первом действии.) Запишите решение задачи выражением. (100 - (20 + 60).) Сколько получилось? (20.) Скажите полностью ответ задачи. (За печенье девочка заплатила 20 р.)

Упр. 8—9, с. 10 можно выполнить в классе при наличии времени.

Упр. 3(4) и 7, с. 9 рекомендуются для домашней работы.

Упр. 9, с. 10. Обезьяны принесли 6 орехов.

8. Итог урока.





загрузка...
загрузка...