загрузка...

УРОКИ МАТЕМАТИКИ 2 КЛАСС

ЧАСТЬ 1 УЧЕБНИКА

 

Первая четверть

 

УРОК 17. Умножение числа 2 (с. 33—34)

 

Цели урока:

1) раскрыть закономерности составления таблицы умножения числа 2; продолжить работу по раскрытию конкретного смысла действия умножения; закрепить умения составлять, записывать и читать примеры на умножение, умение решать задачи на нахождение суммы одинаковых слагаемых;

2) совершенствовать вычислительные навыки учащихся, умение решать простые и составные задачи.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Работа с разлинованным квадратом и уголком (закрепление пройденного материала).

— Приготовьте, ребята, разлинованный квадрат и уголок. Проверим, как вы читаете и записываете примеры на умножение. Хором будем говорить, поскольку клеток и сколько раз я покажу с помощью угла, не называя результат.

Учитель сначала показывает один горизонтальный ряд клеток. Ребята считают, сколько всего клеток в этом ряду. Потом учитель постепенно сдвигает уголок, с тем чтобы учащиеся могли легко отсчитывать, сколько таких рядов он отмечает. Например, на рисунках показаны ряды клеток, количество которых можно вычислить, решив следующие примеры: 6 · 3, 2 · 4, 5 · 2, 4 · 5.

 

image36

 

— А теперь я буду называть примеры на умножение, а вы отмечайте на своих квадратах с помощью уголков соответствующие ряды клеток: 1) по 3 взять 5 раз; 2) по 4 взять 7 раз; 3) 5 умножить на 2; 4) по 6 взять 6 раз; 5) по 2 взять 7 раз; 6) 8 умножить на 2. (Учащиеся демонстрируют эти примеры на своих моделях.)

3. Работа с учебником (подготовка к изучению нового материала).

— Молодцы! Разные способы прочтения примеров на умножение вас не запутали, вы хорошо справились с заданием и не ошиблись. А знаете ли вы, что эти примеры раньше читали по-другому? Так, пример 2 · 4 иногда читают как «дважды четыре», а пример 6 · 3 — как «шестью три».

Прочитайте этим способом примеры, записанные на доске.

Упр. 1, с. 33. Под руководством учителя учащиеся сначала выясняют, что варежки удобнее считать не по одной, а парами, затем узнают количество пар и находят искомое число. Желательно, чтобы при этом решение 2 · 6 = 12 учащиеся проговаривали еще и так: «Дважды шесть будет двенадцать».

Упр. 2, с. 33. Важно, чтобы учащиеся понимали, что считать по 2 — это значит присчитывать по 2.

4. Работа над новым материалом.

— Сегодня мы будем составлять таблицу умножения числа 2, которую потом должны хорошо запомнить. В этом нам помогут новый способ прочтения примеров на умножение и рисунки к упр. 3, с. 33.

— Запишите первый пример: дважды два. Какой пример у вас получился? (2 · 2.) Сколько получится? (4.) Как узнали? (По 2 взяли слагаемым 2 раза.) Запишите. (2 · 2 = 2 + 2 = 4.)

— Запишите второй пример: дважды три. Какой пример вы записали? (2 · 3.) Сколько получится? (6.) Как узнали? (По 2 взяли слагаемым 3 раза.) А как вычислить быстрее, зная результат предыдущего примера? (Надо к 4 прибавить 2, получится 6.) Запишем оба способа вычислений так: 2 · 3 = 2 + 2 + 2 = 4 + 2 = 6.

— Запишите следующий пример: дважды четыре. Какой пример вы записали? (2 · 4.) Как можно вычислить результат? (Можно по 2 взять слагаемым 4 раза или к 6 прибавить 2.) Сколько получится? (8.) Запишите оба способа вычислений, как и в предыдущей строке: 2 · 4 = 2 + 2 + 2 + 2 = 6 + 2 = 8.

— Догадались ли вы, каким должен быть следующий пример умножения числа 2? Да. Это дважды пять — 2 · 5. Решите его двумя способами и запишите решение.

Продолжайте дальше составлять и решать примеры на умножение числа 2.

— Посмотрите внимательно на получившиеся результаты и скажите, что интересного вы заметили. (Каждое из них больше предыдущего на 2.) Почему? Как вы думаете? (Потому, что мы умножали число 2 последовательно на числа от 2 до 10.)

5. Физкультминутка.

6. Работа с учебником (продолжение).

Упр. 4, с. 34. Учащиеся должны заметить, что для сравнения значений данных выражений достаточно сравнить количество одинаковых слагаемых в каждом из них.

Упр. 5, с. 34. Это упражнение служит первой подготовкой к нахождению значений выражений с двумя действиями обеих ступеней. Раньше такие задания не предлагались. Полезно сначала составить пример по рисунку, а потом уже выполнить вычисления. Это поможет детям уяснить порядок действий. В тетрадях можно записать только пример и ответ без промежуточных вычислений.

Упр. 6, с. 34 может быть использовано для фронтальной работы с классом. Ответы ученики должны давать примерно в такой форме: «6 рублей можно набрать шестью монетами по 1 рублю или тремя монетами по 2 рубля».

Упр. 7, с. 34 учащиеся выполняют самостоятельно с последующей проверкой в классе.

Упр. 8, с. 34. Здесь важно обсудить с учащимися возможные варианты подбора недостающего данного. Желательно, чтобы дети понимали, что выбор они могут делать в диапазоне от 11 до 15.

Упр. 9—10, с. 34 могут быть предложены в качестве домашнего задания.

7. Итог урока.






загрузка...
загрузка...