загрузка...

Поурочное планирование по алгебре 7 класс

Глава I

Выражения, тождества, уравнения

 

I четверть

 

Урок 18

ТЕМА: Решение задач с помощью уравнений

 

ЦЕЛЬ УРОКА: Формирование умения использовать аппарат уравнений как средство для решения текстовых задач.

ПЛАН УРОКА:

Этап

Содержание

Время (мин)

1

Организационный момент

Нацелить учащихся на урок

1

2

Проверка домашнего задания

Коррекция ошибок

5

3

Актуализация опорных знаний

Устная работа

3

4

Математический диктант

Актуализация опорных знаний

6

5

Изложение нового материала

Показать учащимся возможность использования уравнений как средства для решения текстовых задач

6

6

Закрепление нового материала

Формировать умения решать текстовые задачи с помощью уравнений

10

7

Решение задач с помощью табличного оформления

Формировать умения решать текстовые задачи с помощью уравнений

6

8

Тренировочные упражнения

Формировать умения решать текстовые задачи с помощью уравнений

5

9

Подведение итогов урока

Обобщить теоретические сведения, полученные на уроке

1

10

Сообщение домашнего задания

Разъяснить содержание домашнего задания

2

 

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

 

II. Проверка домашнего задания (фронтально).

Опрос учащихся у доски № 163 — первый, № 164 — второй.

 

III. Актуализация опорных знаний.

1. Устно:

1) Сформулировать зависимость между числами, выраженную равенствами:

image102

2) Решить уравнения:

image103

 

IV. Математический диктант (под копирку, с последующей проверкой).

Вариант I

1) Выразить равенством каждое из следующих соотношений:

а) а больше b на с;                                                    

б) х меньше у на 3;

в) а больше b в m раз;

г) х меньше у в n раз.

2) Написать:

а) число, втрое меньшее неизвестного числа;

б) разность удвоенного неизвестного числа и 14.

3) Решить уравнение:

6x + 3 = 7х - x;                           

8 - х = 2х + 2.

 

Вариант II

1) Выразить равенством каждое из следующих соотношений:

а) а меньше b на 3;                                                   

б) а больше с на b;

в) х больше у вдвое;

г) а меньше b в n раз.

2) Написать:

а) число, на 7 меньшее неизвестного числа;

б) сумму 17 и утроенного неизвестного числа.

3) Решить уравнение:

x + 4 = 6 – х - 2;                        

2х - 3 = х - 19.

Заслушать ответы учащихся, работавших у доски: № 163 и № 164, проверить математический диктант.

 

V. Изложение нового материала

Решить задачу — значит найти неизвестное число, о котором говорится в ее условии. Этим числом могут быть: цена, числовые значения периметра, площади, скорости, длины пути и т.п.

Применение уравнений позволяет упростить решение многих задач.

Решение задачи с помощью уравнения осуществляется отдельными шагами:

1) Неизвестное число обозначают буквой, например х (чаще всего это число, которое надо найти).

2) Устанавливают зависимость, которая существует между неизвестным числом, обозначенным буквой х, и другими числами, заданными в условии задачи.

Эта зависимость записывается уравнением.

3) Решают уравнение.

4) Отвечают на вопрос задачи.

Для примера можно рассмотреть решение задач 1-2 на с. 29-30 п. 8 учебника.

 

VI. Закрепление нового материала

№№ 143, 145, 152 — с записью на доске и в тетрадях;

№ 144 — самостоятельно с последующей проверкой.

Оформление №№ 143, 145, 152, 144 — аналогично рассмотренным задачам в п. 9 учебника.

 

VII. Решение задач, позволяющее применить табличное оформление

(№№ 154, 155)

№ 154 (с записью на доске)

 

Участки

Было кустов

Стало кустов

I

5х

5х - 22

II

X

х + 22

 

Составим уравнение на основании того, что на обоих участках стало кустов поровну:

5х - 22 = х + 22.

Решим полученное уравнение:

5х - х = 22 + 22,

4х = 44,

х = 11.

Следовательно, на втором участке было 11, а на первом 55 кустов малины.

Ответ: 55 и 11 кустов.

 

№ 155 (с записью на доске)

Пусть х км/ч — собственная скорость теплохода.

 

Движение теплохода

v (км/ч)

t( ч)

S (км)

по течению

х + 2

9

9(x + 2)

против течения

х - 2

11

11(х - 2)

 

Составим уравнение на основании того, что путь, пройденный теплоходом за 9 ч. по течению, равен пути, пройденному за 11 ч. против течения:

9(х + 2) = 11(x - 2).

Решим полученное уравнение:

9х + 18 = 11x - 22,

18 + 22 = 11x – 9x,

40 = 2х,

х = 20.

Ответ: 20 км/ч.

 

VIII. Тренировочные упражнения.

№№ 156, 157 — с последующей проверкой.

 

IX. Итог урока.

 

X. Домашнее задание.

п. 8 (контрольные вопросы); №№ 148, 151, 153, 165





загрузка...
загрузка...