загрузка...

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО МАТЕМАТИКЕ 5 класс к УМК Н.Я. Виленкина

Глава II. ДРОБНЫЕ ЧИСЛА

§ 5. ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ

Урок 81. Обыкновенные дроби

Основная дидактическая цель урока: познакомить учащихся с задачами на нахождение дроби от числа и числа по дроби.

Ход урока

I. Организационный момент. Определение темы урока

II. Устная работа

Кто ничего не замечает,

Тот ничего не изучает.

Кто ничего не изучает,

Тот вечно хнычет и скучает.

А нам с вами сегодня скучать не придется.

На доске:

— Я утверждаю, что среди данных дробей есть дробь, непохожая на все остальные. Найдите ее. (Это дробь 3/5, все остальные дроби обозначают половину целого.)

— Придумайте и запишите в тетрадь пять дробей, которые обозначают половину целого.

(Проверка, обсуждение.)

— На второй строчке запишите пять дробей, которые меньше половины.

(Проверка и обсуждение.)

— На третьей строчке запишите пять дробей, которые больше половины целого.

(Проверка и обсуждение.)

— И на четвертой строчке запишите пять дробей, которые обозначают целое.

(Проверка и обсуждение.)

III. Сравнение двух видов задач

На доске:

1. В куске 12 м ткани. 1/4 часть ткани отрезали. Сколько ткани отрезали?

2. Отрезали 12 м ткани, что составляет 1/4 часть всего куска. Сколько метров ткани в куске?

— Прочитайте задачи. Сравните, чем они похожи, чем отличаются. (В задачах одинаковые числовые данные, разные смысловые связи между этими данными. Разные вопросы.)

— Как вы думаете, в какой задаче надо найти часть от целого? (В первой.)

— А что нужно найти во второй задаче? (Целое.)

1. Работа над первой задачей.

— Сколько метров ткани в целом куске?

— Какой длины отрезок удобно начертить? (4, 8 или 12 клеток.)

— Какую часть отрезка отрезали?

— Как вы это понимаете? Покажите на чертеже.

— Как решить задачу? (12 : 4 ∙ 1 = 3 (м).)

(Оформление решения и чтение ответа.)

2. Работа над второй задачей.

— Что нужно узнать в задаче?

(Выполнение чертежа.)

— Сколько четвертых долей в целом?

— Сколько метров содержит 1/4 куска?

— Сколько раз по 12 м повторяется в целом куске?

— Как решить задачу? (12 ∙ 4 = 48.)

(Оформление решения и запись ответа.)

IV. Работа по учебнику

С. 142, № 901 (выполняется чертеж и аналогичный разбор задачи).

— Что находили в этой задаче? (Часть.)

— Измените условие и вопрос, оставив числовые данные, так, чтобы в задаче нужно было найти целое. (Заасфальтировали 20 км дороги, что составило 2/5 всей дороги. Найдите длину всей дороги.)

(Выполняется чертеж и аналогичный разбор задачи.)

V. Самостоятельная работа

1. С. 142, № 902.

1) 22 : 11 ∙ 5 = 10 (с.) — вошли в упряжку.

2) 22 — 10 = 12 (с.) — не вошли в упряжку.

2. С. 143, № 906.

4 : 2 ∙ 3 = 6 (км) — длина всей дороги.

(Слабым учащимся учитель оказывает индивидуальную помощь.)

VI. Рефлексия

— Какие задачи вам показались трудными?

Домашнее задание

С. 144, № 928; с. 145, № 931.





загрузка...
загрузка...