Доли. Обыкновенные дроби - ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ - ДРОБНЫЕ ЧИСЛА

Поурочные разработки по Математике 5 класс к УМК Н.Я. Виленкина

Доли. Обыкновенные дроби - ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ - ДРОБНЫЕ ЧИСЛА

Основная дидактическая цель урока: познакомить учащихся с понятием дроби.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Определение темы урока. Разминка

1. Ребро куба 2 см. Вычислите объем. (8 см3.)

2. Деревянный куб красного цвета с ребром 1 дм распилили на кубики с ребром 1 см. Сколько получилось кубиков, у которых три грани красного цвета? (8.)

3. Площадь полной поверхности куба равна 54 см3. Чему равно его ребро? (3 см.)

4. Для своих двух книг Вася купил три обложки разного цвета. Сколькими разными способами Вася может обернуть книги? (6.)

— Если вы найдете значения выражений и расположите однозначные ответы в порядке убывания, то прочитаете тему сегодняшнего урока. (Доли.)

III. Работа по теме урока

— Кто из вас знает, что такое доля?

На доске:

— Прочитайте дроби, назовите числитель и знаменатель.

— Объясните, как понимаете каждую дробь. (3/8. Целое разделили на 8 равных частей и взяли 3 части.)

(Аналогично объясняют все дроби.)

IV. Упражнение в определении места дроби на числовом луче

— С какого числа начинается числовой луч?

— О чем мы должны договориться? (О единичном отрезке.)

— Какой единичный отрезок надо взять, чтобы показать дробь 3/8? (8 клеток.)

(Аналогичная работа проводится со всеми данными дробями.)

V. Работа по учебнику

С. 140, № 884.

— Определите, какая часть фигуры закрашена. (1/7, так как отрезок разделен на 7 равных частей и закрашена одна часть.)

— Какая часть фигуры не закрашена?

— Сколько седьмых долей в целом?

(Аналогично по всем рисункам.)

VI. Запись и объяснение дробей

— Запишите дроби

— Объясните, как понимаете каждую дробь.

— Назовите в каждой дроби числитель и знаменатель.

— Какую из дробей называют половиной?

— Подумайте, есть ли здесь еще одна дробь, которая тоже обозначает половину.

— Какую дробь называют четвертью?

— Какую дробь называют третью?

VII. Работа над задачей

1. С. 140, № 889.

— Прочитайте задачу.

— Сколько ткани купили? (2 м 50 см.)

— Какую часть ткани израсходовали на платье? (1/5.)

— Как вы это понимаете? (Целое разделили на 5равных частей и взяли одну часть.)

— Где же здесь целое? (Кусок длиной 2м 50 см.)

— Что нужно сделать перед решением задачи? (Перевести метры в сантиметры.)

(Лучше сразу приучать учащихся к такой записи решения, чтобы в дальнейшем они не забывали про числитель: 250 : 5 ∙ 1 = 50 (см).)

— Прочитайте ответ задачи. (На платье пошло 50см ткани.)

2. Решите задачу (самостоятельно).

В книге 160 страниц. Вика прочитала 1/8 часть всей книги. Сколько страниц прочитала Вика?

— Кто знает, как решить задачу?

(С теми, кто затрудняется, учитель работает индивидуально.)

— Прочитайте ответ задачи. (Вика прочитала 20 страниц.)

VIII. Рефлексия

— Что вы узнали сегодня на уроке?

— Кто сможет объяснить дома, что такое дробь?

Домашнее задание

С. 144, № 925, 927.