загрузка...

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО МАТЕМАТИКЕ 5 класс к УМК Н.Я. Виленкина

Глава I. НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА

§ 4. ПЛОЩАДИ И ОБЪЕМЫ

Урок 73. Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда

Основная дидактическая цель урока: познакомить с соотношением измерения единиц объема; учить переводить одни единицы объема в другие; продолжить работу над текстовыми задачами.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Устная работа

Фронтальная работа.

1) Найдите объем куба с ребром 4 см. (64 см3.)

2) Найдите площадь всей поверхности куба с ребром 4 см. (96 см2.)

3) Найдите площадь боковой поверхности куба с ребром 4 см. (64 см2.)

4) Высота комнаты 3 м, ширина 5 м, а длина 6 м. Сколько кубических метров воздуха находится в комнате? (90м3.)

5) Бак для воды имеет форму прямоугольного параллелепипеда. Его три измерения — 3 дм, 5 дм и 4 дм. Найдите объем бака для воды. Сколько литров воды входит в этот бак? (60дм3 = 60л.)

III. Самостоятельная работа

КИМы: проверочный тест 17 по теме «Площади и объемы».

IV. Определение темы урока

Сегодня на уроке мы познакомимся с соотношением единиц объема. Будем учиться решать задачи.

V. Работа по теме урока

— Назовите единицы объема.

(Запись на доске и в тетради.)

1 см3 =           

1 дм3 =           

1 м3 =

— Соотношение единиц площади и объема учить наизусть не стоит. Для того чтобы выполнять перевод единиц, достаточно хорошо знать соотношение линейных единиц. А дальше поступаем так: единицы площади квадратные, значит, линейные единицы возводим в квадрат; единицы объема кубические, значит, линейные единицы возводим в куб.

— А теперь заполним таблицу. Сколько миллиметров в одном сантиметре? {10, а в одном кубическом сантиметре 10s кубических миллиметров.)

(В процессе коллективной работы появляется таблица.)

1 см3 = 1000 мм3

1 дм3 = 1000 см3 = 1 л

1 м3 = 1000 дм3 = 1 000 000 см3

VI. Работа по учебнику

1. С. 127, № 825.

5 дм3 635 см3 = 5635 см3

2 дм3 80 см3 = 2080 см3

6 м3 580 дм3 = 6580 дм3

7 м3 15 дм3 = 7015 дм3

3270 дм3 = 3м3 270 дм3

12 540 000 см3 = 12м3 540 дм3

2. С. 128, № 827 (работа в паре).

Проверка

1) 55 — 10 = 45 (см) — высота уровня воды.

2) V = 80 ∙ 45 ∙ 45 = 162 000 см3.

162 000 см3 = 162 дм3 = 162 л

VII. Повторение изученного материала

1. С. 129, № 833 (устно).

2. С. 129, № 837 (1).

— Прочитайте задачу.

— О скольких участках говорится в задаче?

— Что сказано про площадь первого участка?

— Что еще известно в задаче?

— Какой путь решения выберем?

— Что обозначим через х?

Пусть площадь второго участка будет х га.

Тогда площадь первого участка будет 5х га.

Разность площадей равна 5х — х.

А по условию разность площадей составляет 252 га.

Значит, можем составить уравнение:

5х — х = 252

4х = 252

x = 252 : 4

x = 63 (га) — площадь второго участка.

63 ∙ 5 = 315 (га) — площадь первого участка.

— Как иначе можно вычислить площадь первого участка? (63 + 252 = 315.)

VIII. Самостоятельная работа

С. 129, № 838.

IX. Рефлексия

— Расскажите, как запомнить соотношение единиц объема.

— Назовите формулы для вычисления объема.

Домашнее задание

С. 130, № 844, 846.





загрузка...
загрузка...