загрузка...

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО МАТЕМАТИКЕ 5 класс к УМК Н.Я. Виленкина

Глава I. НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА

§ 4. ПЛОЩАДИ И ОБЪЕМЫ

Урок 67. Площадь

Основная дидактическая цель урока: учить вычислять площади прямоугольников и квадратов, находить среди фигур равные; совершенствовать вычислительные навыки учащихся; продолжить работу с текстовыми задачами.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Определение темы урока

— Разгадав математическую шараду, вы узнаете тему нашего урока.

Первую находим — вычисляем,

Много формул для нее мы знаем.

На второй же — митинги, парады,

Погулять по ней всегда мы рады.

— Сформулируйте тему урока.

III. Устная работа

На фигуры посмотри ты,

Дружок, внимательно.

Что сумеешь — вычисли.

Если сможешь - поспеши,

Равные средь них найди.

На доске:

— Что же можно вычислить у этих фигур?

— По каким формулам можно вычислить периметр?

— Вычислите.

Р1 = 20 дм                  

Р2 = 22 дм                  

Р3 = 20 дм

Р4 = 24 дм

Р5 = 18 дм

— По каким формулам можно вычислить площадь?

— Составьте формулу для вычисления площади треугольника в фигуре № 4.

— Вычислите площади фигур.

S1 = 24 дм2                 

S2 = 24 дм2

S3 = 24 дм2                 

S4 = 36 дм2

Sтреуг = 18 дм2

S5 = 14 дм2

— Какие из фигур можно назвать равными? Почему?

— Почему не равны фигуры № 1 и 2?

— Сформулируйте свойства площадей.

IV. Работа по теме урока

1. С. 111, № 722.

— О скольких прямоугольниках идет речь?

— Что сказано про первый прямоугольник?

— Что известно про второй прямоугольник?

— Что надо найти в задаче?

!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Длина

Ширина

Площадь

16 см

←     ?, на 12 см <

Равные

32 см

?

Равные

— Что нужно знать, чтобы найти ширину?

— Что сказано в задаче про площади?

— Можно ли найти площадь первого прямоугольника?

— Что для этого нужно знать?

— Можно ли вычислить ширину первого прямоугольника?

— Составьте план решения задачи.

— Решите задачу.

1) 16 — 12 = 4 (см) — ширина первого прямоугольника.

2) 16 ∙ 4 = 64 (см2) — площадь первого прямоугольника.

3) 64 : 32 = 2 (см) — ширина второго прямоугольника.

Sкв = а ∙ а

64 = а ∙ а

а = 8 (см) — квадрат с такой площадью имеет сторону 8 см.

2. С. 110, № 716 (устно).

3. С. 111, № 719, 720, 721 (устно).

V. Решение комбинаторной задачи

С. 112, № 733 (работа в паре).

Проверка

— Как записать решение? (5! = 5 ∙ 4 ∙ 3 ∙ 2 ∙ 1 = 120.)

— Придумайте похожую комбинаторную задачу.

(Учащиеся предлагают свои варианты задач, идет обсуждение.)

VI. Повторение изученного материала

(Самостоятельное решение задач после коллективного разбора с последующей самопроверкой.)

С. 112, № 734 (а, б, в).

(Эффективным является такой прием работы: записать условия всех трех задач, сравнить и сделать вывод о том, что все три задачи имеют одинаковый математический смысл. На примере первой задачи рассмотреть три способа решения и предложить учащимся (по вариантам) решить понравившимся способом.)

!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

v

t

s

15 км/ч

 

? в 3 раза >

На ? больше

!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Норма

t

Всего

15 дет

 

? в 3 раза >

На ? больше

!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Масса 1 д.

Количество

Общая масса

15 г

8 дет.

 

? в 3 раза >

8 дет.

На ? больше

— Сравните условия задач. Что заметили?

Скорость — сколько пройдено за единицу времени.

Норма — сколько изготовлено за единицу времени.

Масса — какую массу имеет одна деталь.

Расстояние — сколько пройдено за 8 ч.

Всего — сколько изготовлено за 8 ч.

Общая масса — какую массу имеют 8 деталей.

— Каким действием находится каждая из трех величин?

— Что можно сказать про эти задачи?

Решение

1-й способ

1) 15 ∙ 3 = 45 (км/ч) — скорость мотоциклиста.

2) 45 ∙ 8 = 360 (км) — расстояние, пройденное мотоциклистом.

3) 15 ∙ 8= 120 (км) — расстояние, пройденное велосипедистом.

4) 360 — 120 = 240 (км) - на столько больше расстояние, пройденное мотоциклистом.

2-й способ

1) 15 ∙ 3 = 45 (км/ч) — скорость мотоциклиста.

2) 45 — 15 = 30 (км/ч) — на столько скорость мотоциклиста больше скорости велосипедиста.

3) 30 ∙ 8 = 240 (км) — на столько больше расстояние, пройденное мотоциклистом.

3-й способ

1) 15 ∙ 8= 120 (км) — расстояние, пройденное велосипедистом.

2) 120 ∙ 3 = 360 (км) — расстояние, пройденное мотоциклистом.

3) 360 — 120 = 240 (км) — на столько больше расстояние, пройденное мотоциклистом.

— Какой способ решения вам понравился больше?

— Решите задачи. Вариант 1 — б, вариант 2 — в.

VII. Рефлексия

— Как изменится площадь прямоугольника, если ширину увеличить в 2 раза? уменьшить в 3 раза?

— Как изменится площадь квадрата, если его сторону уменьшить в 2 раза?

Домашнее задание

С. 112, № 736, 740; с. 113, № 742.





загрузка...
загрузка...