загрузка...

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО МАТЕМАТИКЕ 5 класс к УМК Н.Я. Виленкина

Глава I. НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА

§ 3. УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ

Урок 47. Деление

Основная дидактическая цель урока: совершенствовать вычислительные навыки учащихся; учить решать задачи алгебраическим способом.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Устный счет

На доске (слайде):

1) 3232 : 16 =

2) 27 ∙ 11 =

3) 68 ∙ 99 =

4) 2025 : 5 =

5) 111 111 : 11 =

6) 11 ∙ 67 =

7) 125 ∙ 8 =

8) 560 : 70 =

9) 720 : 8 =

10) 693 : 3 =

11) 0 : 89 =

12) 560 : 560 =

13) 419 : 1 =

(Во время устного счета еще раз следует повторить прием умножения на 11 и 99.)

III. Самостоятельная работа

КИМы: проверочный тест 11 по теме «Умножение и деление натуральных чисел».

IV. Определение темы урока

— Разгадайте кроссворд.

По горизонтали:

1) Сумма длин сторон многоугольника.

2) Часть прямой, ограниченная одной точкой.

3) Компонент действия умножения.

4) Равенство, содержащее неизвестное число.

5) Результат деления.

— По вертикали вы прочитаете ключевое слово темы урока.

V. Работа по теме урока

1. Найдите ошибки в определении количества цифр в частном, не выполняя деления.

24 780 : 7 = ***** (3540.)  

94 423 : 47 = **** (2009.)  

22 320 : 72 = **** (310.)    

179 626 : 58 = **** (3097.)

698 412 : 132 = *** (5291.)

13 300 : 700 = ** (19.)

2. Коллективное обсуждение, поиск ошибок.

3. Найдите значения выражений.

VI. Решение задач

1. С. 77, № 486 (б) (работа в паре).

Проверка

Надо перевезти — 35 т.

Перевезли — ?, на ? машинах по 4 т.

Осталось — 7 т.

— Что следует обозначить за x?

Пусть было х грузовиков.

На грузовиках увезли 4х т угля.

После того как часть угля увезли, осталось 35 - 4х.

По условию осталось 7 т угля.

Значит, можем составить уравнение:

35 - 4х = 7

(Важно показать, что это не единственный вариант составления уравнения: 4х + 7 = 35; 4х = 35 - 7.)

4х = 35 - 7

4х = 28

х = 28 : 4

х = 7 (машин) — было выделено для перевозки угля.

Ответ: для перевозки угля было выделено 7 машин.

2. С. 77, № 489 (б).

— Сколько было белил?

— Что с ними сделали?

— Как еще изменили содержимое каждой банки?

— Что еще известно?

— Что требуется узнать в задаче?

— Что следует обозначить буквой?

Пусть было х банок с краской.

Когда белила разлили по банкам, то в каждой банке стало (40 : х) кг краски.

Когда в каждую банку добавили по 2 кг краски, то стало (40 : х + 2) кг краски.

В условии сказано, что в каждой банке стало по 7 кг краски. Значит, можем составить уравнение:

40 : х + 2 = 7

40 : х = 7 - 2

40 : х = 5

х = 40 : 5

х = 8 (банок) — столько банок было.

Ответ: было 8 банок.

VII. Повторение изученного материала. Решение уравнений

С. 79, № 504 (интерактивное пособие).

(х + 155) - 35 = 145

х+ 155 = 145 + 35

х + 155 = 180

х = 180 - 155

х = 25

Ответ: 25.

(Следует вспомнить с учащимися о втором способе решения уравнения.)

168 - (98 + z) = 65

98 + z = 168 - 65

98 + z = 103

z = 103 - 98

z = 5

Ответ: 5.

168 - 98 - z = 65

70 - z = 65

z = 70 - 65

z = 5

(853 + y) - 53 = 900

853 + у = 900 + 53

853 + у = 953

у = 953 - 853

у = 100

Ответ: 100.

(853 + 53) + у = 900

800 + у = 900

у = 900 - 800

у = 100

(s + 275) - 275 = 384

s + 275 = 384 + 275

s + 275 = 659

s = 659 - 275

s = 384

Ответ: 384.

s + (275 - 275) = 384

s + 0 = 384

s = 384 - 0

s = 384

VIII. Самостоятельная работа

536 ∙ 208 - 32 832 : 76

536 ∙ 208 = 111 488

32 832 : 76 = 432

111 488 – 432 = 111 056

Ответ: 111 056.

1088 : 68 + 57 442 : 77

1088 : 68 = 16

57 442 : 77 = 746

16 + 746 = 762

Ответ: 762.

249 747 : (4906 - 1897)

4906- 1897 = 3009

249 747 : 3009 = 83

Ответ: 83.

IX. Рефлексия

— Оцените свою работу на уроке.

— Какое деление выполнять нельзя?

— Сколько получается при делении числа на единицу?

— Чему равно выражение у : у?

— Какое условие необходимо выполнить?

Домашнее задание

С. 80, № 520; с. 81, № 527 (а).





загрузка...
загрузка...