загрузка...

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО МАТЕМАТИКЕ 5 класс к УМК Н.Я. Виленкина

Глава I. НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА

§ 3. УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ

Урок 39. Умножение натуральных чисел и его свойства

Основная дидактическая цель урока: совершенствовать навык выполнения действия умножения; учить рациональным приемам вычислений; продолжить работу над текстовыми задачами.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Устная работа

1. Индивидуальная работа у доски.

Задание 1. Вычислите.

477 ∙ 56 = 26 712

Задание 2. Вычислите.

513 ∙ 604 = 309852

Задание 3. Вычислите.

76 + 76 + 76 + 76 + 67 = 76 ∙ 4 + 67 = 371

2. Фронтальная работа (учащиеся работают вместе с учителем).

1) В одном доме 170 квартир, во втором в 3 раза больше. Сколько квартир во втором доме? (510.)

2) Диме 7 лет, он в 2 раза младше своего брата. Сколько лет брату? (21.)

3) Туристы прошли 27 км, что на 9 км меньше, чем они проплыли на лодке. Сколько километров туристы проплыли на лодке? (36 км.)

4) Отрезок разделен на 17 отрезков, каждый по 7 см. Чему равен весь отрезок? (119 см.)

5) В магазин привезли 14 коробок с печеньем по 6 кг в каждой коробке. Сколько печенья привезли в магазин? (84 кг.)

6) В школу доставили 23 пачек учебников по 10 учебников в каждой пачке. Сколько учебников привезли в школу? (230.)

3. Коллективная проверка индивидуальной работы у доски.

III. Определение темы урока

На доске (слайде):

38 ∙ 4 ∙ 25                   

125 ∙ 79 ∙ 8                 

25 ∙ 96 ∙ 4

306 ∙ 8 ∙ 125

50 ∙ 786 ∙ 2

- Посмотрите внимательно на выражения.

— Можно ли найти значения этих выражений, не прибегая к письменным вычислениям?

Сегодня на уроке мы будем учиться применять рациональные приемы вычислений.

IV. Работа по теме урока

1. Какие свойства умножения мы можем применить?

38 ∙ 4 ∙ 25 = 38 ∙ (4 ∙ 25) = 38 ∙ 100 = 3800

125 ∙ 79 ∙ 8 = 125 ∙ 8 ∙ 79= 1000 ∙ 79= 79 000

25 ∙ 96 ∙ 4 = 25 ∙ 4 ∙ 96 = 100 ∙ 96 = 9600

306 ∙ 8 ∙ 125 = 306 ∙ (8 ∙ 125) = 306 ∙ 1000 = 306 000

50 ∙ 786 ∙ 2 = 786 ∙ (50 ∙ 2) = 786 ∙ 100= 78 600

2. С. 69, № 415.

50 ∙ (2 ∙ 764) = (50 ∙ 2) ∙ 764 = 100 ∙ 764 = 76400

(111 ∙ 2) ∙ 35 = 111 ∙ (2 ∙ 35) = 111 ∙ 70 = 7770

125 ∙ (4 ∙ 80) = (125 ∙ 80) ∙ 4 = 10 000 ∙ 4 = 40000

(402 ∙ 125) ∙ 8 = 402 ∙ (125 ∙ 8) = 402 ∙ 1000= 402 000

3. С. 69, № 416.

483 ∙ 2 ∙ 5 = 483 ∙ 10 = 4830

4 ∙ 5 ∙ 333 = 20 ∙ 333 = 6660

25 ∙ 86 ∙ 4 = 25 ∙ 4 ∙ 86 = 100 ∙ 86 = 8600

250 ∙ 3 ∙ 40 = 250 ∙ 40 ∙ 3 = 10 000 ∙ 3 = 30 000

V. Работа над задачей

1. С. 69, № 417.

— Сколько ящиков с красками привезли в магазин?

— Сколько коробок упаковано в каждом ящике?

— Сколько тюбиков в каждой коробке?

— Что требуется узнать в задаче?

(Полезно проиллюстрировать данную задачу.)

!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

144 кор.

пo 12 тюб.

 

144 кор.

по 12 тюб.

 

144 кор.

по 12 тюб.

 

144 кор.

по 12 тюб.

 

144 кор.

по 12 тюб.

— Посмотрите на рисунок: что можем узнать в первом действии?

(Учащиеся могут предложить два разных варианта: Сколько тюбиков в одном ящике. Сколько коробок в пяти ящиках. В зависимости ог предложенного варианта следует строить дальнейшие рассуждения.)

Решение

1-й способ

1) 144 ∙ 12 = 1728 (тюб.) — в одном ящике.

2) 1728 ∙ 5 = 8640 (тюб.) — привезли в магазин.

2-й способ

1) 144 ∙ 5 = 720 (кор.) — столько коробок в пяти ящиках.

2) 12 ∙ 720 = 8640 (тюб.) — привезли в магазин.

2. С. 69, № 421 (устно).

!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

30 ∙ 12

12 - 8

40 ∙ 8

40 - 30

30 ∙ 12 + 40 ∙ 8

30 ∙ 12 – 40 ∙ 8

Сколько яблок в 12 ящиках?

На сколько больше ящиков с яблоками, чем с грушами?

Сколько груш в 8 ящиках?

На сколько ящик с грушами тяжелее, чем ящик с яблоками?

Сколько привезли яблок и груш вместе?

На сколько больше привезли яблок, чем груш?

VI. Самостоятельная работа

Вариант 1

1. Выполните умножение.

356 ∙ 68 = 24208

504 ∙ 329 = 165 816

503 ∙ 608 = 305 824

2. Вычислите удобным способом.

677 ∙ 125 ∙ 8 = 677000

4 ∙ 376 ∙ 25 = 37600

3. Торт в 3 раза дороже, чем 5 пирожных. Сколько стоит торт, если пирожное стоит 22 руб.? (330 руб.)

4. Найдите значение выражения.

n ∙ 81, если n = 10; 100; 1000.

Вариант 2

1. Выполните умножение.

465 ∙ 86 = 39 990

405 ∙ 923 = 373 815

1403 ∙ 207 = 290 421

2. Вычислите удобным способом.

729 ∙ 8 ∙ 125 = 729 000

25 ∙ 376 ∙ 4 = 37 600

3. Бочка вмещает воды в 9 раз больше, чем 4 ведра. Сколько литров воды вмещает бочка, если ведро вмещает 8 л воды? (288 л.)

4. Найдите значение выражения.

37 ∙ m, если m = 10; 100; 1000.

VII. Рефлексия

— Какие задания были трудными?

— Какие свойства умножения применяют для удобства вычислений?

— Пятизначное число умножают на трехзначное, которое оканчивается нулем. Сколько неполных произведений будет при умножении?

Домашнее задание

С. 72, № 454; с. 73, № 455 (д-з).





загрузка...
загрузка...